Впервые в российском востоковедении осуществлен комплексный анализ проблем, связанных с великим диспутом в монастыре Самъе (VIII в.) (рис.1), который своим выбором ориентации на классическую традицию махаянского буддизма, а также выбором главного внешнего партнера Тибета — Индии (а не Китая) оказал решающее воздействие на историю тибетского буддизма в целом. В работе также осуществлен перевод с тибетского языка главы «Ньингмапа», сочинения известного тибетского ученого XVIII в. Тугана Лобсана Чоки Нимы «Хрустальное зерцало философских систем», которое можно оценить как глубокое изложение истории и философии школ Ньингмапа и Дзогчен (прямой путь) в свете видения основной школы тибетского буддизма Гэлукпа (постепенный путь).
Рис. 1. Первый тибетский монастырь Самъе.
|