Важным вкладом в типологические исследования региональных особенностей буддизма и разработку методологии критического анализа средневековых текстов на восточных языках является анализ культа богини-хранительницы Балдан Лхамо в тибетском буддизме (рис. 1). Этот культ по степени распространения от Индии до Сибири представляет собой уникальное явление социальной антропологии. Показано, что его структурообразующее значение в социальной организации общества может примирить вековые разногласия в оценке социального устройства различных традиционных обществ. Источниковедческое исследование проводилось на основе анализа функций, семантики и социальной роли форм и эманаций божества Балдан Лхамо в диахронном плане с максимально широким привлечением доступных источников: письменных (на тибетском и монгольском языках), изобразительных (живописных свитков, танка и скульптуры), устных (сведений верующих и священнослужителей, мифов, легенд и т.д.).
Рис. 1. Сарасвати (тиб. Янченма) — богиня учености, искусств и красноречия. Считается мирной эманацией Балдан-Лхамо. Танка из фондов Музея истории Бурятии, ОФ-300 (21×17) см, обрамление: парча (44×35) см. Тибет, монастырь Лавран, XVIII в.
|