«Наука в Сибири»
№ 40 (2476)
8 октября 2004 г.

ПОДДЕРЖКА НАУКИ — ПОДДЕРЖКА БУДУЩЕГО СТРАНЫ

Если Правительство РФ не примет решения о вложении средств в фундаментальную науку, через 10-15 лет можно будет говорить о кадровом «провале» в системе российской науки — убежден председатель Президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН академик Михаил Кузьмин. Это мнение он высказал на пленарном заседании Байкальского экономического форума.

— Отечественная наука катастрофически стареет. Если в ближайшее время не вложить средства в обучение молодых специалистов, грядущую кадровую дыру Россия сможет закрыть только через 50-100 лет, — сказал он. — Необходимо повышать престиж научных профессий среди молодежи, а это невозможно без придания более высокого социально-экономического статуса научным учреждениям. Михаил Кузьмин отметил, что в последнее время многие научные разработки внедряются в жизнь только по грантам, однако на протяжении шести месяцев 2004 года научные институты России не получают этих средств, так как Минфин не дает разрешения о направлении денег: в новом Бюджетном Кодексе не прописана соответствующая нормативно-правовая база.

— Крайне необходима государственная нормативно-правовая база и под инвестиционные вливания в перспективные наукоемкие проекты, — убежден Михаил Иванович. — Поддержанная администрацией Иркутской области инновационная разработка «Солнечный кремний» сейчас опять тормозится из-за того, что нет возможности получить кредиты под реализацию этого сверхприбыльного проекта.

СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ — БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Правительству России необходимо разработать технико-экономическое обоснование и проект строительства Северо-Сибирской магистрали. Такая рекомендация записана в решениях научно-практической конференции «Транспортная стратегия России в Сибири и на Дальнем Востоке», которая проходила в рамках БЭФа. Эта дорога соединит побережье Японского моря на востоке страны с Балтийским и Баренцевым морями на северо-западе России. Строительство Северо-Сибирской магистрали позволит обеспечить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства.

На конференции также обсуждались роль транспортной инфраструктуры в стратегии социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, международный имидж Прибайкалья и его роль в построении транссибирского коридора, социальный аспект структурной реформы железнодорожного транспорта, проблемы и перспективы развития Сибири и Дальнего Востока и многие другие вопросы. В частности была отмечена особая роль строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали по линии Нижневартовск — Белый Яр — Лесосибирск — Богучаны — Усть-Илимск.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

Во время Байкальского экономического форума в Иркутском международном выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» прошла выставка «Сибирь и Дальний Восток: крупномасштабные проекты и программы». Свои экспозиции развернули 19 крупнейших компаний Сибири, среди которых «Восточно-Сибирская газовая компания», «Компания «Русиа Петролеум», «ИркАз-СУАЛ»,»Научно-производственная корпорация «Иркут», «Труд». Департамент инвестиционной политики администрации Иркутской области представил инвестиционные проекты и программы, которые определяют будущее Сибири и Дальнего Востока. Среди них проекты ученых ИрНЦ СО РАН, например, «Солнечный кремний». На выставке также экспонировались проекты газификации Иркутской области на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения, строительство объектов нефтегазового комплекса и федеральной автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск).

— Отрадно, что на форуме мы можем не только рассуждать и дискутировать, но и увидеть предмет рассуждений, — отметил председатель Совета Федеации Сергей Миронов после осмотра выставки. — Считаю, что такая выставка позитивна, а ее экспозиция говорит о большом потенциале не только Иркутской области и Сибири, но и всего Сибирского и Дальневосточного региона.

Г. Киселева, наш корр.

стр. 3