«Наука в Сибири»
№ 49-50 (2684-2685)
25 декабря 2008 г.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В НГУ
ДЛЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Из выступления ректора НГУ проф. В.А. Собянина.

Иллюстрация

Новосибирский государственный университет начинался со знаменитого постановления 1958 года, которое «пробивали» три наших знаменитых академика — М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С. А. Христианович. Я всегда поражаюсь, как в свое время писали постановления: «Обязать Министерство высшего образования...», «обязать Совет министров...». Мне кажется, именно поэтому университет и был построен в очень короткие сроки.

Наша миссия, по существу, не менялась со дня создания НГУ. Его целью является подготовка ученых и преподавателей-исследователей, обеспечение общества высококвалифицированными специалистами для приоритетных направлений науки, образования, наукоемкого производства и бизнеса. Основные принципы университета: многоуровневая непрерывная образовательная среда; участие научных сотрудников в образовательном процессе; реальные научные и практические задачи в учебном процессе; государственные приоритеты в направлениях подготовки; инновационные программы и технологии обучения на основе информационных систем; активное международное сотрудничество. Совершенно очевидно — мы интегрированы с Сибирским отделением настолько, что дезинтегрировать нас невозможно.

Более пятидесяти лет действует система непрерывного многоуровневого образования — олимпиады, летние и зимние школы, различные курсы, которые всегда лежали в основе подготовки мотивированных абитуриентов, поступающих в дальнейшем в СУНЦ, ВКИ, а потом и в НГУ. Все это удалось сохранить, несмотря на трудные годы, которые переживала вся страна с начала 90-х.

Специализированный учебно-научный центр НГУ обеспечивает профильное обучение школьников по математике, физике, химии и биологии. СУНЦ включает 35 подразделений, в том числе 8 кафедр и 4 учебных лаборатории. Число сотрудников СУНЦ НГУ — 470 человек, среди которых 262 преподавателя. Число обучающихся — примерно 500 человек. В НГУ поступает более 80% выпускников СУНЦ.

Высший колледж информатики решает проблемы подготовки специалистов в области информационных технологий и программирования; здесь тоже обучается около 500 человек. Имеется и послевузовское дополнительное образование: аспирантура, докторантура, второе высшее образование.

Общее число наград, призовых мест и дипломов, полученных в 2007 году студентами, магистрантами и аспирантами НГУ — 227. Конкурс «За лучшую научную работу»: медали Минобрнауки РФ — 16, дипломы Минобрнауки РФ — 25. Дипломы и медали Всероссийских и Международных конкурсов и олимпиад — 47. Премии, стипендии и гранты от бизнес-партнеров — 105. Если сравнивать с другими вузами, это хорошие показатели.

Восемьдесят процентов преподавателей НГУ — ученые 26 институтов СО РАН. Среди них — 55 членов РАН, более 450 докторов и 700 кандидатов наук; 90 кафедр НГУ расположены в институтах СО РАН. Все научные школы СО РАН (их более 60) представлены в университете; 2000 студентов ежегодно участвуют в научных исследованиях.

Нами подготовлено около 50 тысяч специалистов; из них более 6000 защитили диссертации кандидата наук, более 1500 — доктора наук. Членами Российской академии наук избраны 47 выпускников. Насчитывается более 100 лауреатов Ленинских и Государственных премий, премий Совета Министров СССР и РСФСР, Президентских премий в области науки и образования, медалей Академии наук, премий имени выдающихся ученых. Многие наши выпускники работают в бизнес-структурах Новосибирска и Сибирского федерального округа.

Университетом подписано более 40 соглашений с ведущими университетами и организациями академического сотрудничества и коммерческими предприятиями Европы, Америки и Азии. Некоторые из них действуют очень хорошо, другие находятся пока в стадии намерений. В рамках подписанных соглашений университет реализует программы двойных дипломов; программы студенческого и академического обмена; программы совместного научного руководства, программы научных стажировок и совместные научные проекты. Впервые в течение последних двух лет нам удалось сделать программу двойных дипломов с очень серьезными высшими школами Франции — Ecole Polytechnique и Ecole de Mines. Это значит, что наши студенты могут поехать во Францию и получить одновременно французский диплом инженера и свой диплом НГУ. То же самое — для французов, причем экзамены проводятся в форме видеоконференции.

В 2007 году Новосибирский госуниверситет стал победителем всероссийского конкурса инновационных образовательных программ «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнёрства классического университета, науки, бизнеса и государства». Основными задачами в рамках национального проекта «Образование» являются развитие образовательного процесса, фундаментальных и прикладных исследований, человеческого капитала, технологий образования в интеграции с бизнесом, а также развитие материально-технической базы. Было получено финансирование в объеме 901 млн руб. бюджетных средств и 180 млн руб. софинансирования. Основные направления финансирования: оборудование — 900,9 млн, модернизация аудиторного фонда — 89 млн, программное и методическое обеспечение — 59,3 млн, повышение квалификации и переподготовка — 37 млн руб. В результате реализации инновационного проекта разработаны 25 новых магистерских двухгодичных программ, в том числе по биоинформатике, энергоэффективным и экологически безопасным технологиям для энергетики, физике твёрдого тела и методам исследования функциональных материалов и наносистем, безопасности и защите информации, параллельным компьютерным технологиям. Подготовлено 400 учебников, учебно-методических пособий, 20 электронных курсов и практикумов. Переоснащены лингафонные кабинеты, компьютерные классы, 13 лабораторных практикумов. Повысили квалификацию 750 сотрудников, в т.ч. приняли участие в конференциях в РФ и за рубежом 200 преподавателей. Проведено 40 научных конференций, школ, круглых столов, научных семинаров, 25 олимпиад, студенты получили более 450 премий, стипендий, грантов.

Кроме того, результатом реализации инновационного проекта стала интеграция образования и бизнеса: создание и отработка принципов функционирования совместных с бизнес-структурами подразделений; формирование совместно с бизнесом профессиональных компетенций выпускников, вовлечение представителей бизнеса в разработку и преподавание учебных программ по актуальным направлениям развития науки, техники, экономики, в том числе руководство научно-производственной практикой студентов; расширение практики участия представителей бизнеса в работе Попечительского совета НГУ; совершенствование механизмов и принципов финансирования компаниями деятельности университета. Бизнес повернулся лицом к университету.

Созданы научно-образовательные комплексы по разным отраслям науки: математика, механика и информатика (2); физика и материаловедение (4); науки о жизни, экология и природопользование (2); науки о Земле (1); гуманитарные исследования (3); инновационный ресурсный центр. Первым их образцом был научно-образовательный центр «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии», образованный академиком В. В. Болдыревым еще в 2000 году. Институты совместно с НГУ проводят фундаментальные и прикладные исследования на этих кластерах.

Несколько слов о перспективах строительства. Начали строить общежития, в первую очередь для аспирантов и магистрантов. Деньги на это выделены, и нам обещали, что эти программы не будут усечены. Надеюсь, что в конце 2009 года мы сдадим первое общежитие; потом будут второе и третье. Необходим также капитальный ремонт уже имеющихся общежитий, зданий СУНЦ и ВКИ. Много проблем со строительством главного корпуса для размещения факультетов, практикумов и лабораторий. В работу над его проектированием вмешался финансовый кризис.

Необходимо работать над усилением и омоложением преподавательского состава, развитием целевой магистратуры и аспирантуры, оптимизацией набора практикумов и исследовательских лабораторий, хорошим знанием как минимум одного из иностранных языков, отработкой практических навыков в области инноваций. Решение этих задач — требование времени.

стр. 5