«Наука в Сибири»
№ 3 (2688)
22 января 2009 г.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС СИБИРИ:
СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Постановление Общего собрания Сибирского отделения РАН.

Заслушав и обсудив доклады заместителя главы администрации Новосибирской области Г. А. Сапожникова, ректора Новосибирского государственного университета профессора В. А. Собянина, академика М. И. Эпова и председателя Сибирского отделения РАН академика А. Л. Асеева, ректоров сибирских вузов, Общее собрание СО РАН констатирует, что Сибирское отделение РАН с момента создания всегда уделяло особое внимание вопросу подготовки кадров высшей квалификации. Интеграция науки и образования позволяет, начиная со школьной скамьи, выявлять талантливую молодежь, формировать навыки научно-исследовательской деятельности во время прохождения обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, вовлекать молодое поколение в непосредственное участие в научных исследованиях.

В настоящее время в Сибири сформированы основы интегрированной системы подготовки кадров высшей квалификации, включая довузовское, вузовское и послевузовское образование, для обеспечения научно-технологического развития, действующее на базе взаимодействия институтов СО РАН со школами, колледжами и университетами Сибирского федерального округа. Отработан устойчивый режим вовлечения научных кадров СО РАН в образовательный процесс.

Существенно улучшилась нормативно-правовая база. В принятых поправках в Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в Законе «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определены само понятие и механизмы интеграции науки и образования.

Общее собрание СО РАН считает, что крупномасштабные задачи перевода экономики на инновационный путь развития и дальнейшего развития научно-образовательного комплекса Сибирского региона необходимо решать комплексно, используя для этого, в частности, Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», которая начинается с 2009 года. Институтам СО РАН необходимо принять активное участие в конкурсах Программы по поддержке научно-образовательных центров.

Общее собрание Учреждения Российской академии наук Сибирского отделения РАН постановляет:

1. Принять к сведению информацию о современном состоянии и перспективах развития научно-образовательного комплекса Сибири. Руководству СО РАН, ведущих университетов Сибири рекомендовать:

— способствовать дальнейшему развитию сложившихся и новых форм интеграции академической науки и вузов;

— активно взаимодействовать в области совершенствования и обновления программ подготовки научных и технических кадров, требующихся для инновационного развития страны;

— проводить согласованную политику в подборе преподавательских кадров;

— активно участвовать в создании юридически оформленных научно-образовательных комплексов и центров коллективного пользования, комплектовании их дорогостоящим научным оборудованием;

— координировать усилия в сфере получения госконтрактов и грантов в российских и международных фондах;

— считать приоритетным для сохранения фундаментальных знаний, накопленных научными школами, всемерно поощрять написание и издание учебников по базовым и специальным курсам.

2. Рекомендовать институтам СО РАН принять активное участие в реализации Федеральных целевых программ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

3. Просить администрации субъектов Федерации на территории Сибири определить основные направления сотрудничества с Сибирским отделением РАН, предусматривающие интеграцию науки, образования и производства по ключевым направлениям социально-экономического развития регионов.

4. Одобрить политику Президиума СО РАН по подготовке и закреплению молодых научных кадров, предусматривающую увеличение приема в аспирантуру, создание специальных стипендиальных фондов, проведение конкурсов проектов молодых ученых, поиск и развитие подходов к решению жилищной проблемы молодых семей.

5. Рекомендовать СО РАН, вузам и регионам Сибири создание единого информационного пространства в области образования и подготовки высококвалифицированных кадров.

6. Руководству СО РАН продолжить формирование последовательной политики в области создания сети федеральных, национальных и исследовательских университетов на территории Сибири, создающих фундамент для устойчивого развития кадрового потенциала страны.

Председатель Отделения
академик А.Л. Асеев
Главный ученый секретарь Отделения
чл.-к. РАН Н.З. Ляхов

стр. 2