«Наука в Сибири» ИСТОРИК —
|
В новосибирский Академгородок Н. Н. Покровский приехал в 1965 году, вняв совету своего учителя академика М. Н. Тихомирова, проницательно увидевшего в бурно развивавшемся юном научном центре перспективное место для развития археографии и приложения сил одаренного ученика. За плечами у молодого ученого был с блеском оконченный Московский университет, аспирантура, работа на кафедре источниковедения в том же МГУ, успешно защищенная кандидатская диссертация об актовых источниках по истории черносошного землевладения в России XIV—нач. XVI вв. В стенах родного университета Н. Н. Покровский воспринял лучшие традиции московской школы русской истории, его учителями были академики М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, профессора Н. Л. Рубинштейн, П. А. Зайончковский и др. Однако ко времени переезда в Новосибирск будущий академик успел пережить и другой опыт — 6 лет послесталинских лагерей. Он, как и его друзья, привлеченные по знаменитому университетскому «делу Краснопевцева», переоценили уровень свободы слова в годы хрущевской оттепели. В Сибирь Николай Николаевич ехал с «приданым» — М. Н. Тихомиров завещал Сибирскому отделению собственное уникальное собрание манускриптов, самые древние из которых датируются XIV в. Это собрание составило затем основу обширной ныне коллекции древних книг и рукописей ГПНТБ СО РАН.
Тогда же, в середине
«Археографическое открытие Сибири» (определение одного из главных направлений деятельности Покровского, данное в свое время Д. С. Лихачевым, высоко ценившим талант будущего академика) повлекло за собой яркие научные открытия Н. Н. Покровского. Классическим трудом, без опоры на который не обходится ни одно исследование староверия, стала его книга, основанная на докторской диссертации, «Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в.» (1974 г.). В ней на основе огромного массива выявленных источников Н. Н. Покровский поднимает две темы, новаторски поставленные и ставшие затем магистральными в его научном творчестве: отношения государства и церкви и отношения общества и власти. Само появление такой работы в стране победившего атеизма было смелым поступком: историко-церковные исследования в ту пору не приветствовались, актуальность же второй темы станет осознаваться в мировой науке лишь спустя десятилетия.
Определенным итогом многолетнего изучения истории, идеологии и книжности урало-сибирских приверженцев старого обряда, наиболее явственно воплощающих идеи преемственности национальной культуры, стала монография «Староверы-часовенные на Востоке России в XVIII–XX вв.» (М., 2002), написанная в соавторстве с Н. Д. Зольниковой.
Задолго до перестройки, разрушившей идеологический барьер в исторических исследованиях, и почти одновременно с французской школой «Анналов» Н. Н. Покровский увлекся изучением народной культуры средневековья, в частности, менталитета, народных религиозно-магических представлений, бытового поведения русского крестьянства предшествующих веков. Изданный им совместно с группой сибирских коллег еще в 1975 г. сборник трудов, освещающий разные аспекты народной средневековой культуры («Из истории семьи и быта сибирского крестьянства в XVII— начале XX в.»), ряд статей, высветивших модель мира средневекового человека, предвосхитили одно из перспективных направлений в современной медиевистике.
Уже в ранних работах Н. Н. Покровского был задан вектор всех его дальнейших исследований, сформировавший также одну из главных особенностей возглавляемой им научной школы: верность письменному источнику, привлечение всего комплекса специальных исторических и филологических дисциплин — кодикологии, текстологии, источниковедения. Гарантия непреходящей ценности и актуальности трудов Н. Н. Покровского, их неподверженности постоянно меняющейся конъюнктуре — в опоре на солидные источниковые базы, в виртуозном умении извлечь из документа ту информацию, которая помогает воссоздать подлинный лик эпохи и людей, творцов исторического процесса.
Так, тщательный анализ тысяч листов документов, столетия молчаливо хранившихся в архивах, помог Н. Н. Покровскому не только восстановить истинную картину знаменитого томского бунта
От источника, нередко уникального, обнаруженного и прочитанного проницательным взором археографа и источниковеда, к концептуальному обобщению, нередко влекущему тектонический сдвиг в картине исторического знания той или иной области — таков обычный путь Покровского-исследователя. Среди его уникальных открытий, за которыми следовали монографические исследования, — найденный в одной из первых поездок к алтайским староверам единственный полный текст судных списков обвиненного в ереси Максима Грека, выдающегося книжника и публициста XVI века, причастного к европейскому гуманизму. Этот обретённый у народных хранителей фолиант не только позволил ученому проникнуть в тайны столкновения с властями Максима Грека, материалы дела стали ценнейшим источником для филологов, пытающихся понять суть культурологического спора, вспыхнувшего в России в
XVI век, знаменитый своими ключевыми для русской истории спорами об отношениях «священства и царства», привлекал Н. Н. Покровского не только фигурой Максима Грека. В 1977 г. в хранилище Томского краеведческого музея ему удалось обнаружить уникальный экземпляр «Степенной книги царского родословия» — первого обобщающего сочинения по русской истории, написанного в эпоху правления Ивана Грозного, в конце 50—начале
Строго научные методы медиевистики применяются Н. Н. Покровским и учениками его школы и к изучению новейшей российской истории. Обеспокоенный весьма распространившимся среди ряда историков, занятых исследованием современности, пренебрежением к специальным дисциплинам, ученый не раз писал в особых статьях о необходимости внимательно относиться к текстологическим, эдиционным проблемам, обращать внимание на почерки, пометы, подписи. Сам он блестяще показал подлинно научную методику работы с документами XX века, готовя к публикации (совместно с С. Г. Петровым) двухтомник, посвященный отношениям Политбюро и церкви в
Много лет академик Н. Н. Покровский посвятил педагогической деятельности, преподаванию на гуманитарном факультете Новосибирского государственного университета. Николай Николаевич — поистине харизматический лектор, сочетающий редкостную глубину проникновения в проблему (а он никогда не опускался до популярно-просветительского уровня, задавая очень высокую научную планку), насыщенность фактами и историографическими реминисценциями, концептуальную завершенность темы с присущим ему ораторским даром и пафосом увлеченного исследователя. А историки и филологи, которым посчастливилось бывать на его лекциях по древнерусскому искусству, навсегда запомнили это путешествие в заповедный мир русских икон, Владимиро-Суздальской и Новгородской соборной архитектуры. Проводником в этот мир был глубочайший профессионал, когда-то — политический ссыльный в том самом музее-заповеднике, где снимал свой фильм об Андрее Рублеве Андрей Тарковский, а Николай Николаевич волею судьбы стал его неформальным консультантом.
Лекции Н. Н. Покровского, а также его книги становились той отправной точкой, откуда начинали свой путь в науке его ученики. Среди них уже 6 докторов и 14 кандидатов наук, подрастают научные «внуки» — традиции Учителя продолжают те, кто успешно пишет научные труды под руководством бывших студентов Н. Н. Покровского, вышедших когда-то из его студенческого семинара.
Принадлежность к школе Покровского — высокая честь и огромная ответственность. Сочетающий в себе редкостный, незаурядный талант исследователя, опровергающего каноны и омертвелые догмы, уникальную самодисциплину и работоспособность, он нетерпим к недобросовестности и равнодушию к делу. Работая с Николаем Николаевичем, понимаешь прежде всего, что историк — категория нравственная. Сейчас ученики Н. Н. Покровского работают в разных научных центрах и университетах Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, других городов. Школа Покровского, соединившая в Сибири лучшие традиции столичных научных школ, продолжает воспитывать преемников.
Много лет Н. Н. Покровский руководит сектором археографии и источниковедения Института истории СО РАН, который объединил историков, этнографов и филологов-медиевистов. Давно и прочно зарекомендовали себя в научном мире основанные Н. Н. Покровским серии «Археография и источниковедение Сибири» (сборник научных трудов, только что вышел
Фото В. Новикова
стр. 5