«Наука в Сибири» У ИСТОКОВ РУССКОЙ РЕЧИ
Т.Коготкова,
"Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья" составлен Т.Б.Юмсуновой, А.П.Майоровым, Н.А.Дарбановой, М.Б.Матанцевой, И.Ж.Степановой, Е.И.Тынтуевой, О.М.Козиной (под редакцией Т.Б.Юмсуновой). Новая книга увидела свет в Издательстве СО РАН (Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН).
"Словарь говоров старообрядцев Забайкалья" встает в ряд областных словарей различных территорий России, появившихся в последние десятилетия в русской диалектологической науке. Особо важное значение в русской областной лексикографии имеет составление словарей сибирских говоров. Сибирские говоры -- это говоры позднего заселения; окраинное расположение их по отношению к говорам Европейской России определило особую устойчивость этих диалектов. Диалектологи Сибири с 60-х годов начали и продолжают сейчас планомерный сбор лексических материалов, накапливая обширные картотеки на лингвистических кафедрах вузов и научных учреждений. В свет вышло уже более десяти узко региональных словарей.
"Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья" (далее "Словарь") -- толковый диалектный словарь дифференциального типа.
Словник "Словаря" содержит 8000 единиц, 50 уч.-изд. листов. Картотечную базу его составили записи живой народной речи, непосредственно протекавшей перед наблюдателями говоров. Члены авторского коллектива обследовали практически все места компактного проживания семейских в Забайкалье.
Тематический спектр лексики в областных словарях обычно широк и многопланен. Специфику же настоящего издания составляют также тематические объединения слов, которые редко представлены в других словарях или не представлены вовсе. Здесь в первую очередь следует назвать лексику религиозно-культовой сферы. Слова, непосредственно связанные с уникальностью старообрядчества, по мнению редактора "Словаря Т.Юмсуновой, составляют около 10 процентов от общего количества слов "Словаря". Здесь и названия представителей разных старообрядческих толков (австрийцы, беспоповцы, поповцы, темноверы, темноверцы), и наименования предметов культа и их частей (иконостав, бога, богушки -- икона, бобок -- звено на старообрядческих четках в виде шарика, бусины или узелка и мн.др.), наименование крестильной одежды (крещёнка), глагольная лексика и многое, многое другое. Возвращение русских к вере и к церкви, наблюдаемое в последнее время, служит толчком и для научного изучения соответствующей лексики.
Устойчивой и традиционной в старообрядческом быту по сравнению с обиходом обычного православного русского человека является одежда, головные уборы, украшения. Соответственно многообразна и лексика этой сферы в "Словаре"; в Забайкалье только семейские носили такие украшения, как антари -- янтарные бусы, дутики -- дутые стеклянные бусы, хрушки -- бусы. Особый вид имели головной убор замужней семейской женщины и его части (кичка, калмычка, пояска, подзатыльник), детали свадебного наряда (кокошник, круговик), детали рубахи и сарафана (расшивка, ленды, обклад и т.д.).
Наглядным подтверждением предметов культа и особенно женской одежды и украшений являются фотографии их. Прием простой и доступный для составителей многих областных словарей, но почти не используемый ими.
Краткое и выборочное указание на некоторые тематически-детерминированные слова и их объединения в настоящем отзыве лишь предваряет те достоверные и убедительные лексические факты, которые откроет для себя читатель "Словаря", задаваясь той или иной научной (или познавательной) потребностью. Достаточно сказать, что словник настоящего "Словаря" и словник "Словаря русских говоров Забайкалья" Л.Е.Элиасова (М., Наука, 1980), материал для которого собирался в течение сорока лет (начиная с середины 30-х годов), значительно расходятся. (Для буквы "а" нами обнаружено лишь четыре совпадения.)
Лингвистическая информация в диалектном толковом словаре содержится не только в словнике, но и в иллюстративных примерах, сопровождающих толкование слов. Иллюстративный пример дополняет толкование, раскрывает его, показывает бытование слова в живом употреблении. Поиск удачных контекстов-иллюстраций -- задача для наблюдателя диалекта не из простых. В солидном лексикографическом труде можно встретить и удачи, и неудачи по части контекстов. Главное же -- это установка авторов-составителей на кропотливый поиск таких примеров. В рецензируемом "Словаре" эта установка прослеживается явно.
Современный этап диалектной лексикографии насчитывает уже несколько десятилетий (первые словари вышли в свет в начале 60-х гг.). Изданный в конце 90-х годов "Словарь" вобрал в себя опыт лучших областных словарей новейшего времени. Это проявилось в самых разных аспектах лексикографической интерпретации слов. Здесь можно назвать подбор и качество иллюстративного материала -- в "Словаре" они на высоком уровне, или последовательный, по всему тексту "Словаря" показ семантически соотносимых слов.
В отличие от большинства современных областных словарей рецензируемый "Словарь" снабжен хорошим Приложением. В приложении, содержащем 28 единиц, приведены этнографические зарисовки и схемы и фотоиллюстрации. Рисунки выполнены профессионально как в иллюстративно-художественном отношении, так и этнографически.
Попутно следует особо отметить, что оформление книги не просто высокохудожественно, оно произведено с внутренним смыслом, суть которого обращена к воспроизведению традиционного семейского орнамента и художественного стиля.
"Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья" -- труд добросовестный и солидный. Это подлинный творческих успех русистов Бурятии. Лингвистическое содержание его как по количеству описанных слов (словнику), так и интереснейшим текстовым примерам богато и полно познавательного материала.
Прекрасно изданная и оформленная, книга эта займет законное место на полке региональных словарей русского языка Сибири. Работа над "Словарем" протекала при большом содействии и помощи директора Института филологии СО РАН члена-корреспондента РАН А.Соктоева и ректора Бурятского государственного университета профессора С.Калмыкова. Благодарный коллектив авторов "Словаря" посвящает свой труд ушедшему из жизни Александру Бадмаевичу Соктоеву. И в этой признательности авторов еще одно достоинство "Словаря говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья".
стр. |