«Наука в Сибири» ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗАДАННЫЙ СТИЛЬ!Не так давно очередная — уже тридцать седьмая! — Летняя школа юных программистов имени академика А. П. Ершова, проходившая с 10 по 24 июля в ДООЛ «Созвездие Юниор», завершила свою работу. Торжественные открытие-закрытие, традиционные две недели, до предела наполненные событиями, новые и старые встречи, интересные мероприятия — все это позади у организаторов и участников. Пришла пора подводить итоги... Ю. Александрова, «НВС» Школа юных программистов, проводимая Сибирским отделением Российской академии наук с 1976 года в память о её основателе академике А. П. Ершове, представляет собой особую форму подготовки и развития талантливой молодёжи. Она организуется для школьников в целях развития их интереса к углубленному изучению информатики, формирования навыков современного программирования, умений использовать перспективные информационные технологии. За это время подготовку в Летней школе прошли несколько тысяч ребят, для которых программирование стало делом всей жизни.
Географический охват у завершившейся в конце июля ЛШЮП традиционно широк, хотя, конечно, каждый год происходят какие-то изменения: раньше, например, приезжали ребята из Казахстана, а нынче из-за сложностей, связанных с некоторыми формальностями, — не получилось. Зато есть даже дальнее зарубежье— уже в третий раз в ЛШ участвует сын наших соотечественников, проживающих ныне в Милане, в этом году он работал системным администратором. Мальчик, в сущности, готов был привлечь и итальянских учащихся, но языковой барьер не позволил. Всего Летняя школа юных Следуя традиции, программа ЛШЮП предусматривает проведение обзорных и учебных лекций, семинаров и конкурсов по проблемам современной информатики и других научных направлений. Практическая работа Школы организована в форме учебно-производственных проектов — мастерских — под руководством специалистов из числа студентов НГУ, сотрудников СО РАН и IT-компаний, преподавателей НГУ. В этом году работало 15 мастерских. Ежегодно спектр их тематик разнообразен и охватывает область не только классического программирования, но и прикладные задачи других наук: математику, физику, биоинформатику. Следует отметить, что мастерские соответствуют уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся. Тем не менее, в каждой из них на выходе был получен результат, который не только на предварительном просмотре проектов показывали строгому жюри, но и предлагали в качестве научной работы на заключительной конференции. Рассказывает научный сотрудник Института систем информатики СО РАН, преподаватель Новосибирского госуниверситета, бессменный с 2001 года завуч ЛШЮП, Татьяна Ивановна Тихонова, которая в рамках Школы занимается также общей координацией проекта — от организационных до образовательных и воспитательных моментов: — Без преувеличения можно сказать, что наша Летняя школа уникальна, другой подобной — с такой направленностью и работающей по такой методике — нет нигде на территории постсоветского пространства. Недавно я выступала по ЛШЮП в Москве, так нам предложили проводить её в Подмосковье. Но мы отказались — у нас имеется своя, ершовская, можно сказать, свой брэнд. От нее, собственно, и пошло направление информатики образования по России и по всему миру. Мы поддерживаем тот стиль, который задал когда-то Андрей Петрович! Ещё одна отличительная особенность — разновозрастность, причем с каждым годом возрастной барьер всё снижается. Конечно, это идет не только от преподавателя, а прежде всего от родителей, которые как можно раньше стараются определить к нам ребенка. На этот раз самыми младшими были третьеклассники, то есть десяти-одиннадцатилетки. Здесь есть свои сложности. С одной стороны, нам хочется, чтобы уровень школы поддерживал возможность реализации серьезных проектов, а для этого больше подходят старшеклассники. Хотя и младшие справляются, уровень хороший: была у нас мастерская для Ну а плюс, несомненно, в том, что наша ЛШЮП является той площадкой, на базе которой с раннего школьного возраста можно формировать новое мышление. Те, кто когда-либо учились в Летней школе, становятся специалистами совершенно иного типа — как по уровню восприятия программирования, так и по другим критериям. Они понимают, что такое программирование, не боятся экспериментировать, большие эрудиты, ну а преподаватели пытаются поддержать творческую часть личности. И вообще, мы глубоко убеждены в том, что в любой профессии востребован именно человек, который творчески относится к делу. Да, есть рядовые исполнители, они тоже важны, но почему так ценятся наши выпускники? Они широко видят задачу и могут предложить нестандартные пути решения. Немного об организации процесса и о мастерских (всего их было 15). Самые младшие участники программировали на ЛОГО и в конце представили буклет с решенными задачами. В качестве семинарской программы малышам были предложены ознакомительные занятия по Flash, робототехнике, сетевому программированию и другие темы. Ребята чуть постарше в мастерской «Робототехника» запрограммировали экскаватор с искусственным интеллектом, а также вариант дистанционно управляемого транспорта. В мастерской сетевого направления писали твиттер, на языке Хаскел написана реализация логической игры. «Обработка изображений» представила готовый проект для любителей вышивания, в котором можно использовать имеющиеся наборы цветов нитей и возможность разбивки картинок под шаблон для макета вышивки. В мастерской «Машинное обучение» изучали генетические алгоритмы и показали проект распознавания рукописного текста. В мастерской «Моделирование коллективного поведения» шло освоение технологии программирования для видеокарт CUDA. На Летней школе было также реализовано моделирование социально-экономической системы с добычей и перераспределением ресурсов (более примитивный вариант — игра «Жизнь»), коллективное исследование окружающего мира (поиск коллективного выхода из лабиринта и борьба четырёх популяций муравьёв за ресурсы), модель Вселенной и многое другое. Лекционная программа ЛШЮП была, как обычно, разнообразна и насыщенна. От классической науки были представители в лице Следует отметить, что финансирование ЛШЮП осуществляется при поддержке Сибирского отделения Российской академии наук, Института систем информатики
им. А. П. Ершова, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Центром по работе с одаренными детьми), стр. 16 |