«Наука в Сибири» № 16-17 (2152-2153) 8 мая 1998 г. ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ СО РАН В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
(9--11 апреля 1998 г.)
В. Ермиков, заместитель главного ученого секретаря СО РАН.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Поездка делегации Сибирского отделения РАН в Республику Беларусь
состоялась в соответствии с договоренностью, достигнутой с
президентом Республики А.Лукашенко во время его визита в
Новосибирский научный центр в феврале 1998 г., а также на
основании протокола, подписанного в г.Москве 26.03.98 г.
вице-президентом РАН, председателем СО РАН академиком
Н.Добрецовым и президентом Национальной академии наук Беларуси
академиком А.Войтовичем.
В состав делегации СО РАН вошли: ак. Н.Добрецов, глава делегации,
ак. В.Молодин, ак. В.Накоряков, чл.-к. В.Сидоров, чл.-к.
В.Шабанов, ак. В.Шумный, доктор геолого-минералогических наук
Ю.Карогодин (Институт геологии нефти и газа СО РАН), кандидат
геолого-минералогических наук В.Ермиков, заместитель главного
ученого секретаря СО РАН.
Главной целью визита было проведение переговоров с
представителями Национальной академии наук (НАН) Беларуси и
других научных организаций Республики с целью обсуждения основных
направлений и организационных форм сотрудничества, а также
определения предварительного перечня конкретных рабочих проектов,
имея в виду их окончательную формулировку во время визита
делегации НАН Беларуси в СО РАН в июне 1998 года.
Во время визита члены делегации СО РАН приняли участие в отчетном
Общем собрании НАН Беларуси, посетили ряд ведущих
научно-исследовательских институтов НАН, где ознакомились с
некоторыми результатами научных исследований, имеющимися
приборами и оборудованием, провели ряд рабочих совещаний с
членами Президиума и в специализированных отделениях НАН.
Делегацию принял президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
На встрече с А.Лукашенко присутствовали также заместители
председателя Совета министров Республики Беларусь, руководство
Национальной академии наук. Президент А.Лукашенко в своем кратком
выступлении отметил, что Парламентом Республики принята
президентская программа с тремя главными приоритетными
направлениями: строительство жилья, производство продовольствия и
повышение экспортных возможностей страны. По крайней мере два из
этих направлений не могут быть решены без развития науки. Поэтому
наука в Беларуси также считается приоритетной отраслью. НАН
приближена к государству. Президент НАН является членом
правительства в ранге министра. Подготовлен проект указа, где на
Национальную академию наук возлагается координация всего спектра
научных исследований в Республике, включая вузы. Формируется ряд
госпрограмм на 1999--2000 гг. Выделение средств будет
дифференцироваться в зависимости от наукоемкости продукции.
Академик Н.Добрецов высоко оценил возможности сотрудничества с
белорусскими учеными, прежде всего НАН, и предположил, что связи
ученых Сибирского отделения РАН и НАН Беларуси помогут построить
своеобразный научно-технический мост Европа--Азия, который затем
может обрасти экономическими структурами. Это возможно при
дальнейших контактах Республики Беларусь и межрегиональной
ассоциации "Сибирское соглашение".
Было также предложено организовать совместный конкурс
фундаментальных исследований РФФИ и ФФИ Беларуси, а также
наладить под гарантии правительства финансовый механизм
организации совместного наукоемкого производства. Далее члены
делегации СО РАН -- В.Шумный, В.Молодин, В.Сидоров, В.Шабанов,
В.Накоряков -- рассказали о проектах и разработках, по которым
немедленно можно начинать работу.
Предложения нашли поддержку у президента А.Лукашенко. Он обратил
внимание, что при формировании бюджета Союза России и Беларуси
можно предусматривать специальную статью по науке. Белорусская
сторона такое предложение сделает, и думает, что это будет
поддержано Россией. Главное, чтобы были реальные проекты.
Позднее заместитель Председателя Исполкома Союза Беларуси и
России В.Долголев уточнил требования к предложениям для включения
в план финансирования и бюджета Союза. Для организации работы в
Исполком Союза необходимо представить ТЭО или бизнес-план
проекта/программы, реализация которых позволит получить хотя бы
один из названных эффектов:
-- сократить финансирование из национальных бюджетов за счет
исключения параллелизма разработок (пример -- программа "Лен");
-- получить эффект энерго- или материалосбережения при реализации
в обеих странах и при быстрой окупаемости (1--2 года);
-- достичь другой эффективности, позволяющей за 1--2 года окупить
затраты бюджета.
После получения такого документа Исполком Союза организует
согласование проекта с заинтересованными сторонами в Республике
Беларусь и Российской Федерации и обеспечит включение в проект
бюджета 1999 года. По наиболее перспективным разработкам возможно
частичное финансирование в 1998 году за счет резерва.
Президент НАНБ академик А.Войтович отметил, что у СО РАН большой
инновационный потенциал. НАН может стать посредником по
реализации сибирских разработок в Беларуси и белорусских -- в
Сибири, так как имеет достаточно квалифицированных специалистов.
Последнее общее собрание НАНБ показало, что достаточно
консервативное научное сообщество начало адаптироваться к
сложившимся условиям. Он информировал президента А.Лукашенко, что
с Российской академией наук и ее Сибирским отделением достигнута
договоренность об учреждении премий в области науки и техники за
совместные работы, и, в частности, премии имени академика
В.А.Коптюга.
В заключение встречи президент А.Лукашенко отметил, что его идея
прямых контактов с регионами дала большой эффект. Поэтому он
хотел бы, чтобы НАН работала не только с Москвой, но и с
Сибирским отделением РАН, деятельность которого он оценивает
весьма высоко. Если ученые найдут общий язык, они подтолкнут и
политиков, и у Союза России с Белоруссией будет меньше проблем.
Посещение институтов НАНБ показало, что в целом научный уровень
исследований сохранился достаточно высоким. Материальное
положение и оснащение институтов дифференцировано в зависимости
от направлений науки и адаптации института к современным
условиям. Есть центры, оснащенные достаточно хорошо, а некоторые,
такие как РНТЦ "Экомир" -- очень хорошо, а есть с устаревшей
приборной базой.
Бюджетное финансирование небольшое, но поступает весьма
стабильно. Заработная плата небольшая -- 2,2--2,5 млн белорусских
рублей и слабо дифференцирована. Например, директор института
получает основной оклад 2,5 млн, а младший научный сотрудник --
около 2 млн рублей. Конечно, надбавки более дифференцированы.
В упомянутом выше указе президента Беларуси предусмотрено двойное
увеличение заработной платы сотрудников НАНБ. В пересчете на
розничные цены и тарифы можно сказать, что сегодня сотрудники
НАНБ по базовому финансированию материально обеспечены примерно в
полтора раза хуже, чем сотрудники РАН.
На совместном заседании делегации СО РАН с членами Президиума
НАНБ были сформулированы основные направления и формы
сотрудничества, разработан и подписан договор между НАНБ и СО
РАН. По каждому направлению назначены координаторы с двух сторон.
Достигнута договоренность, что в рамках каждого научного
направления на первой стадии будут выполняться два-три совместных
проекта, которые могут быть обеспечены финансированием из
различных источников и по которым в ближайшие 1--2 года можно
получить конкретный результат. Предварительный перечень таких
проектов был согласован с участием руководства специализированных
отделений НАНБ и директоров институтов. Окончательно перечень
проектов будет уточнен во время визита делегации НАНБ в
Новосибирск в июне 1998г. Предварительно, в начале мая 1998 г. СО
РАН должен посетить вице-президент НАНБ академик П.Витязь,
отвечающий за реализацию научных разработок. Во время этого
визита предполагается согласовать перечень первоочередных
законченных разработок белорусских и сибирских ученых,
производство которых можно наладить в ближайшее время на
предприятиях Республики Беларусь и в рамках технопарковых зон,
развиваемых СО РАН.
стр.
|