«Наука в Сибири» «ГРЕТЬ ЗЕМЛЮ
|
Б.И. Черных с А.И. Солженицыным. |
Приведенные два эпизода из жизни Б. И. Черных являются наиболее драматическими, но у него было немало и других жизненных ситуаций, когда ему приходилось идти против господствующего общественного течения, набивать себе «шишки», выступая в роли «возмутителя спокойствия» и борца за правду.
Несмотря на то что автор «Избранного» прошел через тяжелые жизненные испытания, в его творчестве сохранилась удивительная светлота, его герои живут с общечеловеческими идеалами любви, справедливости, доброты, веры в высшее предназначение человека. Это нравственное и творческое кредо писателя читатель найдет в опубликованном в «Избранном» его дневнике от 11 декабря 1961 г.: «Но ведь надо уметь писать и о крупицах хорошего, о крупицах непотерянного добра, и греть землю собственным теплом. Посему ныть бы кончить».
Героев Б. И. Черных можно разделить на три основные группы. Первая представляет пассионарную, интеллектуальную часть общества. Таким человеком является топограф Владимир Михайлович Питухин из очерка «Весенние костры», с которым будущий писатель познакомился еще в школьные годы. Он был одержим в научном поиске, неутомим в походах. В. М. Питухин может являться примером для той части современной молодежи, которая тянется в науку. Несмотря на экспедиции и загруженность основной работой он постоянно развивал свой интеллект, постигал при любой возможности культуру, и любимым его изречением было: «После хлеба образование является первой необходимостью человека». В. М. Питухин буквально «сгорел» в 40 с небольшим лет — фронтовые ранения и профессиональные болезни прервали его жизненный путь, не дав ему стать при жизни широко известным в научной и творческой среде. И только в «перестроечные» годы«вышли из печати его первые книги.
Вторая категория героев произведений Б. И. Черных имеет много общего с героями В. М. Шукшина. Венка Хованский, Вера Кузнецова, Мазурка и многие другие персонажи его творчества не вписываются в привычные обывательские стереотипы человеческого поведения. Они зачастую идут наперекор житейской целесообразности и личной пользе, чтобы отстоять свои жизненные принципы. «Сколько бы мы ни рвали сердце страстями, сколько бы мы ни изощрялись в поисках материальных благ — над городом и миром всегда будет царствовать непризнанный и бедный трубач, гонимый и бездомный. Он уведет нас — в звездный свой час — к лучшему в нас самих, и он вернет нас к малой родине. Да, только малая родина с забытым погостом, только светлые лики детей и внуков стоят того, чтобы длить горечь жизни с ее неминуемым поражением в конце...» — такое, может быть, спорное, но буквально выстраданное писателем утверждение является созвучным мироощущению многих представителей старшего и среднего поколений наших соотечественников.
Маленький портной, Титаник, Федя Гладковский, Монаков представляют третью группу героев, которых любит изображать Б. И. Черных. Это люди на первый взгляд обычные, но согревающие окружающих своей добротой и подпитывающие их своей жизненной энергией.
В «Избранном» Б. И. Черных представлены не только его лучшие литературные произведения. Здесь опубликованы также «Старые колодцы» -достоверное историческое исследование доколхозной и колхозной деревни на примере колхоза имени Кирова Иркутской области, его дневники, публицистика, документы мятежной комсомольской юности, материалы следственного дела Б. И. Черных 1982 г. Поэтому в «Избранном» найдут пищу для размышления как поклонники литературы, так и историки, педагоги, журналисты.
Заслуживает внимательного прочтения и недавно написанное писателем историческое эссе «Истина Пирогова», посвященное знаменитому русскому хирургу. Б. И. Черных глубоко исследовал такую малоизвестную для российской общественности главу жизни великого соотечественника, как его педагогическая деятельность, нравственные и общественные искания. После ухода из медицины Николай Иванович Пирогов в течение ряда лет выполнял обязанности попечителя Одесского, а затем Киевского учебного округов, в это время он создал оригинальную систему обучения и воспитания учащихся средней и высшей школы. Н. И. Пирогов считал, что независимо от склонностей и талантов каждый ребенок должен стать всесторонне развитой личностью, человеком в настоящем смысле слова. Для этого необходимо дать детям в первую очередь гуманитарное образование, под которым он понимал знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются своеобразным маяком на жизненном пути человека. Кстати, Б. И. Черных до сих пор проводит занятия по литературе со школьниками и внедряет в жизнь основные идеи педагогической концепции Н. И. Пирогова. Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание на полный символизма адрес НГУ — ведь ведущий университет Сибири находится на улице имени Н. И. Пирогова, фактически здесь же расположена и знаменитая ФМШ...
К сожалению, не все самое лучшее и интересное из творчества писателя удалось опубликовать в двух томах «Избранного». «За кадром» остались многие его прекрасные журналистские публикации, материалы домашнего архива, в котором на примере истории рода писателя отражена драматическая судьба нескольких поколений наших соотечественников. Ждет издания альманах «Литературные тетради» Вампиловского книжного товарищества. Хочется надеяться, что найдутся меценаты, которые помогут писателю опубликовать эти уникальные материалы.
стр. 12