«Наука в Сибири»
№ 18-19 (2653-2654)
8 мая 2008 г.

ГЛАВНЕЙШАЯ ЗАДАЧА —
ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Из выступления чл.-корр. РАН  Н. С. Диканского.

Иллюстрация

Я хотел бы остановиться, в основном, на образовательной политике (хотя отчетный доклад мне понравился, там было много интересного). Но говорить я буду вот о чем: миссия университета, определенная Вильгельмом Гумбольдтом, заключается в получении новых фундаментальных знаний, накоплении и систематизации этих знаний и передаче их следующим поколениям. Это миссия точно совпадает с миссией Академии наук. Но меня поразило то, что в 380-страничном отчете Сибирского отделения взаимодействию с университетом посвящено полторы страницы, работе с молодежью — полторы страницы. А ведь налогоплательщики могут спросить: «Господа академики, вы же получаете деньги из бюджета, а мы хотим, чтобы наши дети учились в прекрасных университетах и получали блестящие знания».

На американских конференциях, помимо научной части, всегда видное место отводится образовательной деятельности: сколько подготовлено студентов, аспирантов и т.д. Все-таки одна из главнейших задач Академии наук — подготовка кадров и, если это академия не усвоит, она сама умрет, поскольку она живет благодаря этим кадрам. А у нас замалчивается деятельность Новосибирского университета. Если вспомнить празднование 50-летия Отделения, то там вообще университет практически не был виден. И сейчас тоже он только два раза был упомянут, хотя высокие результаты научных школ Новосибирского научного центра, которые здесь показывались — это результаты деятельности выпускников НГУ. Я был членом счетной комиссии по выборам в РАН в физико-техническом Ученом совете, и 80 % среди кандидатов — выпускники НГУ. По химикам, биологам, геологам и др. показатель еще более высокий — может быть, 90 %. Я хотел бы обратить на это внимание — ведь то, что хорошо для НГУ, хорошо и для СО РАН, но это почему-то забывается.

Мне, к сожалению, не удалось отчитаться за 10-летие своей ректорский работы в университете, но хочу сказать только одно — когда наша команда пришла в университет, он «лежал», у нас денег не было вообще. У нас были огромные долги по воде, электроэнергии и т.д., нас «сдали» налоговой полиции… И тут Сибирское отделение нас бросило. А ведь мы едины: Сибирское отделение, ННЦ без университета не может существовать, точно также как и университет без Отделения. Сейчас университет вышел из того состояния, совокупный бюджет его составляет 1,2 млрд рублей. И треть из полученного 900-миллионного гранта мы планировали передать в институты на оборудование спецкафедр. В результате 300 миллионов пошло в институты. А нам еще говорили, почему не все отдаете? На самом деле, конечно, собственная научная база университета — очень маленькая. Но у нас есть научные лаборатории, которые работают на мировом уровне — например, лаборатория С. Кобцева, которая поставила свои фемтосекундные лазеры в 40 ведущих университетов мира! Один из заместителей председателя сказал: «Какая у вас в университете наука? У любого казахского университета больше науки, чем в НГУ». А наука НГУ — это все Сибирское отделение! Нельзя такие вещи заявлять.

Я был очень удивлен, когда на предложение другому заместителю председателя как-то поощрить штатных работников НГУ к 50-летию Сибирского отделения, мне было сказано — а это не ваш праздник. Как это можно?! Есть лаборанты, инженеры и преподаватели на кафедрах, которые проработали почти 50 лет, они подготовили большинство сидящих в этом зале! И то, что юбилей Отделения — это не их праздник, было очень обидно услышать.

Теперь вопрос об инновационной экономике. Это сегодня кардинальный вопрос. Государство объявило национальные проекты. Я считаю, что это, вообще говоря, проекты национального возрождения России. И, в первую очередь, это относится к образованию. Как мы можем сейчас заниматься инновациями, если школьники боятся сдавать физику? Тесты по своим вступительным экзаменам проводили НГТУ, другие вузы, и они обнаружили, что по математике 60 % еще адекватно ответили, по химии — 20 %, а по физике — 10 %. Как без физики и химии мы можем вообще говорить об инновационной экономике? Объем преподавания физики, химии, биологии в школе сократился, и это, вообще говоря, катастрофа. Школу довели до ужасного состояния! Если Сибирское отделение — единственное отделение, сегодня интегрированное с образованием на сто процентов — будет молчать, то кто же будет говорить об этом?! А мы говорим сегодня только о своих делах. Что-то здесь у нас неправильно.

А еще я хотел поблагодарить за получение инновационного гранта. Не Сибирское отделение — Виктора Александровича Толоконского. Первый раз мы грант не получили потому, что нас просто засудили, а благодаря вмешательству губернатора одержали победу.

Н. Л. Добрецов:

— Я думаю, что мы должны поаплодировать Николаю Сергеевичу за его горячее обсуждение проблем, которые, конечно, волнуют нас всех, но не всегда и не на всех форумах мы говорим о них. Новому президиуму надо будет решать один из главных вопросов — передачу НГУ в состав Сибирского отделения. Условия, выигрыши, возможные проигрыши — видимо, этот вопрос мы затянули. Мы ежегодно выделяем в нашем бюджете средства для поддержки преподавателей и в целом НГУ и не можем их по назначению использовать — таково бюджетное законодательство, и вы это прекрасно знаете, Николай Сергеевич. У этого вопроса кардинальное решение только одно, но это уже будет обсуждать и решать президиум следующего состава.

стр. 8