«Наука в Сибири» ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
|
Среди региональных центров СО РАН научный потенциал ИНЦ СО РАН занимает второе место после Новосибирского центра. Это девять крупных НИИ, уникальный Байкальский музей, эффективная организация использования научного оборудования в рамках Байкальского ЦКП (общая стоимость дорогостоящего оборудования составляет около 310 млн руб.). Сегодня в ИНЦ СО РАН работают около 3700 человек, в том числе 6 академиков, 7 членов-корреспондентов РАН, 233 доктора наук, 634 кандидата наук.
К сожалению, в вопросах взаимодействия с областной администрацией пока проблем больше, чем в соседних регионах. Немалую роль здесь сыграла частая смена губернаторов в последние годы и, соответственно, постоянные реорганизации административного аппарата области. Сегодня, с приходом на пост губернатора Дмитрия Федоровича Мезенцева мы с надеждой смотрим в будущее, а основой этому служит интерес к науке, который проявляется в проведении важных мероприятий с привлечением ученых. Так, 1 августа 2009 г. на Байкале состоялось выездное совещание Председателя Правительства РФ В. В. Путина, на котором были рассмотрены меры по охране окружающей среды и сохранению уникальной экологической системы озера Байкал. В работе совещания приняли участие академики Н. П. Лаверов, А. Л. Асеев, М. И. Кузьмин, М. А. Грачев, Р. И. Нигматулин. На совещании, в частности, было решено, что учреждения СО РАН примут участие в разработке научных основ федерального законодательства по вопросам охраны окружающей среды, а также совершенствования мониторинга экологической системы озера Байкал.
Уже стал классикой пример роли науки в решении о переносе трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» за границы водосборного бассейна озера Байкал, когда были плодотворно использованы результаты многолетних комплексных фундаментальных исследований ландшафта, климата, недр Прибайкалья.
Новый пример — разработка проекта «Экономическая оценка сценариев развития города Байкальска» (2009 г.), включающего оценку современного экономического состояния Байкальского ЦБК и экономически обоснованные предложения хозяйственной деятельности на данной территории. Проект разрабатывался во взаимодействии с Правительством Иркутской области на средства, выделенные Сибирским отделением РАН.
В начале декабря на совместном заседании двух комитетов Общественной палаты Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, представителей Иркутского научного центра принято решение о необходимости разработки стратегии развития минерально-сырьевой базы региона. Для этого была создана рабочая группа под руководством ИНЦ СО РАН.
По заказу и при участии областной администрации Институтом географии выполнен проект водоохранного зонирования Иркутской части побережья озера Байкал, издан уникальный атлас «Иркутская область: экологические условия развития», подготовлена основа Схемы особо охраняемых природных территорий.
Институтом земной коры проведено обследование последствий землетрясения 27.08.2008 г. с оценкой сейсмической надежности нескольких десятков объектов социального и жилого назначения. Совместно с Минстроем области и администрацией Слюдянского района разработана социально-экономическая программа ликвидации последствий землетрясения.
Можно привести и другие примеры сотрудничества областной администрации с фундаментальной наукой, но в целом его уровень сегодня не устраивает обе стороны.
Финансирование научных разработок из средств регионального бюджета очень низкое по объемам и не имеет под собой устойчивой правовой базы. В 1999 г. был принят региональный закон о научной деятельности и научно-технической политике Иркутской области, где устанавливалось: «Размер средств, выделяемых на финансирование научной и научно-технической деятельности, не может быть менее 2 % расходной части областного бюджета». Этот рубеж, конечно, никогда не был достигнут, но всё же уровень цифр в предыдущие годы был другой по сравнению с сегодняшним. На 2010 год в проекте областного бюджета заложены расходы на НИР и ОКР менее 1,3 млн руб., на конкурсную поддержку инновационных проектов — 5,3 млн руб.
Несколько слов о проведении регионального конкурса «РФФИ-Байкал» (с 2008 года «РФФИ-Сибирь»). В графике за 2005 год по числу выигранных проектов РФФИ Иркутск опережал даже Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. Сегодня же региональный конкурс РФФИ на грани срыва. Ежегодно финансирование конкурса со стороны администрации проходит в конце года, что создает много трудностей по отчетности. В 2008 году администрация области вообще не нашла 3 млн руб. и не выполнила своих обязательств. В текущем 2009 году госконтракт по заказу правительства Иркутской области на выполнение уже выигранных работ по конкурсу на 3 млн руб. подписан 9 декабря(!), а завершиться должен до 15 декабря(!).
И всё же успехи институтов в реализации и продвижении своих работ есть, но они чаще всего напрямую зависят от активного сотрудничества непосредственно с промышленными предприятиями и ведомственными учреждениями. Например, ЛИН СО РАН выполнил работу для ОАО «СУАЛ» по исследованию тонкодисперсных алюминиевых порошков, для «Иркутскэнерго» разработал и внедрил в производство способ рекультивации карт золоотвалов, а для ФГУП «АЗХК» провел экологический аудит международного центра по обогащению урана. Институт геохимии предложил ООО «Гипрохлор» участие в демеркуризации ртутных отходов в г. Усолье-Сибирское (1 млн руб.).
На протяжении многих лет ИрИХ ведет работы по созданию новых лекарственных препаратов, в том числе универсального антисептика и дезинфектанта анавидина, капилляропротектора дигидрокверцетина. Эти разработки сделаны институтом с привлечением инвесторов без участия администрации области, хотя были неоднократные обращения в областную администрацию за поддержкой. Например, препарат анавидин широко применяется лечебными учреждениями страны, но больницами области используется недостаточно.
В 2009 г. институты ИНЦ СО РАН предложили в концепцию Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года 36 проектов. Объем фонда областного конкурса (около 5 млн руб.) позволяет поддержать лишь несколько небольших проектов, близких к выпуску готовой продукции.
Что, на наш взгляд, нужно восстановить из положительного опыта прошлых лет, и какие новые механизмы взаимодействия власти и науки необходимо создать в ближайшее время? На основе систематического изучения эффективных механизмов сотрудничества власти и науки в регионах СФО нужно сформулировать и утвердить региональную целевую программу развития научно-технической и инновационной деятельности. Внести продиктованные временем изменения в региональный закон «О научной деятельности и научно-технической политике Иркутской области». Восстановить деятельность Координационного научного совета при губернаторе. Активно привлекать ученых к работе специализированных советов и комиссий Правительства и Законодательного собрания по решению стратегических вопросов социально-экономического развития региона. Создать Фонд научных исследований области. Поддерживать развитие инфраструктуры инновационной деятельности.
стр. 5