В ДАЦАН -- ЗА ВТОРЫМ ЗРЕНИЕМ
Подготовили В.Макарова и И.Дамбуева.
В 1741 году царица Елизавета Петровна издала указ, дозволяющий
бурятам исповедовать буддизм, и был сооружен войлочный дацан в
Хилгантуе. К 1822 г. в Забайкалье было 20 дацанов, 2505 лам, а к
1846 г. -- 34 дацана, 144 малых храма, 4505 лам (из летописи). Во
второй половине XIX века в результате интенсивного строительства
дацаны разрослись в городки и в это же время они приняли тот вид,
который все исследователи и путешественники отмечали как
"...роскошные храмы и монастыри -- местопребывание
религиозно-схоластической учености и усердного изучения книг, с
их богатыми библиотеками,беспрестанно работающими типографиями, с
их коллекцией скульптуры и картин, с их разными факультетами,
кафедрами и рефератами..." (Б.Лауфер -- ученый из Германии). При
дацанах существовали школы, где изучались не только религиозные
предметы, но и основы светских знаний -- письменность,
исторические сочинения, изобразительное искусство, основы
астрономии, медицины, философии. Кроме того, такие школы давали
специфическую физическую подготовку, формировали особый характер
учащихся. Архитектурный облик дацанов в Бурятии отличался
совмещением китайского и тибетского стилей (большой свес крыши,
круто загибающиеся вверх углы с золочеными драконами и облаками
одновременно с резьбой капителей колонн, широким фризом с
золочеными блюдами-символом солнца).
В настоящее время на территории Бурятии 4 дацана, 27 малых
храмов.
Первый деревянный дацан был построен российскими плотниками в
1758 году по образцу тибетских храмов недалеко от Улан-Удэ и
назван Иволгинским по названию долины, где расположен. Пожары не
шадили его, он много раз восстанавливался, и в 70-е годы ХХ века
поставили новый храм, каменный. Это трехъярусная пагода в
тибетском стиле, входом обращенная на север, где находится
легендарная Шамбала. У стены, противоположной входу, стоит трон
настоятеля дацана. До самого потолка поднимаются ступеньками
полки, заполненные скульптурными изображениями Победоносного --
Будды. Среди них не найти двух похожих! И чем более вглядываешься
в эти большие и малые фигурки, странно меняющиеся в пламени
свечей, тем скорее создается удивительное настроение реального
присутствия Будды среди молящихся.
Иволгинский дацан -- не только место моления. Это и школа, где
обучаются около 50 молодых людей, которых посвящают в каноны
буддизма. Все время учебы и далее им предстоит практиковать
Лам-рим -- это сжатое изложение всех восьмидесяти четырех тысяч
томов Учения Будды. Лама-преподаватель поясняет: "Получить учение
по Лам-риму -- это очень нелегко. Когда вы слушаете учение, вы
должны быть свободными от трех недостатков сосуда. Первый -- это
перевернутый сосуд. Когда ваш ум представляет собой перевернутый
сосуд, то учение не попадает в него, а если ваш ум представляет
собой дырявый сосуд, то учение не может задержаться в нем, если же
сосуд вашего ума -- нечистый, то учение, которое попадет туда, не
принесет никакой пользы. Благодаря Учению жизнь становится
значимой, появляется второе зрение -- понимание ценности жизни".
Буряты -- молчаливый народ, громких молитв в дацане не слышно. До
вхождения в храм они обходят "священный круг" по дацану. По всему
кругу стоят "молитвенные" цилиндры -- деревянные вертушки с
ручками. Они разных размеров: от маленьких, которые легко
вращаются даже от порыва ветра, до огромных, больше человеческого
роста, повернуть которые можно только собрав все-все силы.
Вертушки украшены разноцветными ленточками и надписями, окрашены
в традиционные буддийские цвета -- желтый, зеленый, белый,
красный. Паломники по одному подходят и, взяв за ручку, вращают
барабан по оси, совершая полный оборот. Это равнозначно молитве в
честь Будды. Чем больше цилиндров крутанешь, тем больше молитв
совершишь. Помолившись таким образом, необходимо поклониться
субурганам -- священным ступам, где хранятся реликвии. Еще одна
святыня возвышается перед входом в храм в виде скульптурного
изображения тигра, лапой придерживающего шар. Каждый касается
рукой этого шара -- это тоже ритуал.
Верующие несут дары дацану, и они принимаются равно благодарно,
какова бы ни была их ценность. Ведь это дары самому Будде, и
тут важен человеческий порыв жертвования, а не стоимость вклада.
Очень торжественно, красиво отмечаются праздники в дацанах.
Народный праздник "Сагаалган" начинается 30 числа последнего
полнолуния (в этом году -- 7 февраля). Накануне устраивается
прощание с уходящим годом, а с первыми лучами солнца приходит
новый год, в этот день родственники поздравляют друг друга с
праздником, причем молодые идут в гости к старшим по возрасту.
Гостей угощают "белой пищей" (в символике цветов у монгольских
народов белый цвет означает честность, добро, милосердие) --
изделиями из молока, а также из теста и мяса. Детей одаривают
сладостями и фруктами. В застолье употребляется водка (желательно
из молока), чай с молоком. Этот праздник играет большую роль в
укреплении семейных и родственных связей. Официально праздник
стал отмечаться в Республике Бурятия с 1995 года.
Традиция проведения этого праздника восходит ко временам гуннов.
У монгольских народов этот праздник отмечался столетиями и
означал наступление весны и наступление нового года. Со времени
распространения буддизма в Монголии и Бурятии празднование
проводится в религиозно-буддийской форме. Это
связано с канонической биографией Будды, в которой рассказывается
о чудесах, совершенных им в дни, совпадающие с празднованием
нового года у большинства народов Азии. В дацане служба (хурал),
посвященная Сагаалгану делится на хуралы старого (уходящего) и
нового (наступающего) года. Хурал старого года начинается 26-го
числа последнего полнолуния зимы и заканчивается 29 числа этого
же полнолуния. Молитвы и гимны читаются в честь Будды, ритуальные
службы проводятся в честь докшитов -- гениев-хранителей
буддийской веры. Содержание молитв связано с благодарностью
уходящему году, отпущением грехов, спасением живых существ. Хурал
нового года начинается в 10 часов вечера 30 числа последнего
полнолуния зимы и заканчивается 15 числа первой луны весны --
этот день называется днем Будды. Считается, что в этот день
эффект от совершенных поступков (плохих и хороших) умножается
стократно. Молитвы этих дней посвящены трем драгоценностям --
Будде, его учению и духовенству, а также буддийскому пантеону.
Совершаются обряды жертвоприношения владыкам неба, земли. огня,
воды и духам местных стихий. Накануне дня наступления нового года
проводится молебен "дугжуба", который завершается костром "сор".
В этом костре сжигаются каждым пришедшим человеком старые вещи,
как символ очищения от грехов и болезней уходящего года.
Необходимо отметить, что все службы в период Сагаалгана
сопровождаются разнообразными ритуалами, которые варьируют в
соответствии с божеством буддистского пантеона, всегда звучит
мелодичная музыка, а церемония завершается диспутом по буддийской
философии. В дни хуралов в дацанах бывают посетители -- миряне.
Верующие совершают поклоны буддийским святыням, обходят храмы и
субурганы.
В Бурятии с каждым годом шире идет восстановление старых и
строительство новых дацанов. В сентябре этого года открылся
буддийский институт "Даши Чойнхорлин". Он имеет государственную
лицензию на право ведения образовательной деятельности. Здесь
учат иностранным языкам, компьютерной грамоте, а также истории
буддизма, религиозным ритуалам и даже буддийским танцам. Каждый
день в расписании -- обязательные философские диспуты. Набор
этого года -- 110 студентов из разных регионов России.
Предполагается расширение института.
Принято считать, что ламой может быть только мужчина. Однако, в
1997 году состоялось открытие буддийского женского центра. В 1992
году Далай-лама во время посещения Бурятии посоветовал открыть
такой центр. На личные средства супругов Д.Цынгуевой и Д.Будаева
при поддержке правительства Республики Бурятия, буддистов в
Улан-Удэ начато строительство главного здания дацана, а пока
молебен проводится в подсобных зданиях. Фасад их украшает
белоснежный субурган и красочные ворота. Основной задачей
буддийского женского центра (первого в России и четвертого в
мире) является помощь женщинам -- хранительницам мира и покоя
семьи. Прием ведут ламы-женщины (хандамы), в отличие от других
дацанов, в которых служат ламы-мужчины. По мнению основательницы
и настоятельницы Д.Цынгуевой только женщина может понять женщину,
иногда о мужчине, даже ламе, трудно открыть сокровенные
тайны и спросить совета о глубоко личном.
Филиал центра построен супругами в селе Максимиха на берегу озера
Байкал. Планируется, что здесь будут работать ламы, приглашенные
из Монголии, Индии, Бирмы -- стран, где уже действуют такие
женские буддийские центры.
Буддийский опыт человеческого самопознания сегодня доступен для
всех, кто желает изучить его и применить в своей жизни.
На фото:
-- Иволгинский дацан;
-- вертушки со священными молитвами;
-- субурганы.
Фото В.Макаровой.
стр.
|