ВЛАСТЬ И НАУКА
Выступление губернатора Иркутской области, председателя МАСС
Бориса Говорина на выездном заседании Президиума СО РАН
17 декабря 2001 г., рассмотревшего взаимодействие администраций городов и
областей (краев, республик) с президиумами научных центров.
Уважаемые участники выездного заседания Президиума Сибирского
отделения Российской академии наук! Дорогие друзья!
Разрешите приветствовать вас на гостеприимной иркутской земле и
пожелать всем плодотворной работы.
Тема, которая будет сегодня обсуждаться, очень актуальна. В
стране преодолен экономический кризис. Продолжается экономический
рост. Появилась возможность решать не только проблемы выживания,
но и намечать пути развития. В этих условиях необходимо
скорректировать взаимодействие науки и власти.
Нужно эффективней использовать сохранившийся
научно-образовательный потенциал для более динамичного
социально-экономического развития. Это будет выгодно и власти, и
науке.
В Сибири накоплен громадный положительный опыт взаимодействия
науки и власти. Активно работает Сибирское отделение РАН с
широкой сетью научных центров, наиболее крупными из которых
являются Новосибирский и Иркутский. Академическая наука активно
участвовала в промышленном освоении и обустройстве громадной
территории, находящейся восточнее Урала.
Сегодня важно не потерять накопленный положительный опыт,
трансформировать его к новым условиям хозяйствования. Наука, и
прежде всего Сибирское отделение РАН, должны и впредь участвовать
в социально-экономическом развитии восточных регионов России. При
этом научные центры могут стать центрами и катализаторами такого
развития.
Что касается конкретно Иркутской области, то опыт взаимодействия
с академической наукой начал формироваться у нас в тяжелые
послевоенные годы. Страна еще восстанавливала разрушенное
хозяйство, а по инициативе областной власти и Академии наук в
1947 г. прошла очень представительная конференция по изучению
производительных сил Иркутской области. Эта конференция
определила стратегические направления развития нашего региона,
которые реализуются и сегодня. Результатом Конференции стало
создание в Иркутске в 1949 г. Восточно-Сибирского филиала
Академии наук СССР.
К сожалению, не всегда опыт взаимодействия был положительным.
Например, в 50-е годы Обком КПСС не поддержал идею размещения в
Иркутске Президиума Сибирского отделения АН СССР. Уже в наше
время, в начале 90-х годов, при проведении экономических реформ,
академическая наука оказалась брошенной властью, а имеющийся
потенциал не был использован для целей социально-экономической
стабилизации.
Мы не должны повторять подобных ошибок. Научные центры в крупных
городах Сибири представляют собой мощный ресурс. Этот ресурс
должен быть задействован для решения насущных региональных
социально-экономических проблем.
Во всем мире признано, что наука и образование являются жизненно
важными компонентами благосостояния государства. Россия не
исключение. Только опираясь на собственную науку и образование,
мы сможет выйти на путь независимого и устойчивого развития.
Теперь о том, что конкретно делает администрация Иркутской
области в рамках взаимодействия с региональным
научно-образовательным комплексом.
Наше взаимодействие строится по нескольким ключевым направлениям.
Во-первых, с осени 1997 г. мы начали вести более конструктивный
диалог с Президиум ИрНЦ СО РАН, с отраслевой и вузовской наукой.
Для более эффективной работы в этом направлении мы пошли на
неординарный шаг. Председатель Президиума ИрНЦ СО РАН академик
Г.Жеребцов с февраля 1998 г. по январь 2001 г. работал в
должности заместителя главы администрации области. Он курировал
такие подразделения администрации, как комитет по науке и высшей
школе, информационно-аналитический комитет, департамент по охране
окружающей среды и природопользованию.
Сегодня Президиум ИрНЦ СО РАН является основным ядром,
концентратором и координатором всей научной деятельности в
Иркутской области.
Второе направление нашего взаимодействия это усиление
кадрового сопровождения принимаемых администрацией решений. В
частности, в состав Административного комитета при губернаторе,
на котором рассматриваются важнейшие вопросы
социально-экономического развития области, вошли председатель
Президиума ИрНЦ СО РАН академик Г.Жеребцов и ректор Иркутской
государственной экономической академии, председатель совета
ректоров иркутской вузов профессор М.Винокуров.
В состав экономического совета при губернаторе также вошли
известные ученые Сибирского отделения РАН.
Кроме того, для обеспечения активного участия научной
общественности в процессах формирования и эффективной реализации
научно-технической политики создан Координационный научный совет
при губернаторе. Этот совет совместно с отраслевыми
подразделениями администрации и научной общественностью области
определяет приоритетные направления научных исследований,
согласованные с основными задачами и стратегией
социально-экономического развития области.
Председателями ряда секций КНС по приоритетным научным
направлениям утверждены ведущие ученые ИрНЦ:
"Развитие ТЭК" Н.Воропай, директор ИСЭМ СО РАН,
член-корреспондент РАН;
"Развитие минерально-сырьевой базы" М.Кузьмин, директор ИГХ
СО РАН, заместитель председателя Президиума ИрНЦ СО РАН,
член-корреспондент РАН;
"Эффективное ресурсопользование, экология, проблемы
Байкала" П.Коваль, заведующий отделом прикладной геохимии, заведующий
лабораторией проблем геохимического картирования и мониторинга
ИГХ СО РАН, доктор геолого-минералогических наук.
В состав ряда других секций также вошли представители институтов
ИрНЦ СО РАН.
Третье направление это включение научного потенциала в решение
социально-экономических проблем региона.
Наряду с выполнением фундаментальных исследований ученые ИрНЦ
участвуют в разработке и реализации комплексных программ и
проектов по социально-экономическому развитию области, изучению и
освоению минерально-сырьевой базы, развитию
топливно-энергетического комплекса и определению энергетической
стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рациональному
использование природных ресурсов, решению экологических проблем
региона и озера Байкал, широкому применению информатики, созданию
новых образцов продукции и наукоемких технологий в
промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере области.
Особо хочется отметить вклад Президиума и институтов ИрНЦ СО РАН
в подготовку и проведение первого Байкальского экономического
форума, крупных научно-практических мероприятий, таких как
международная конференция "Восточная энергетическая политика
России и проблемы интеграции в энергетическое пространство
Азиатско-Тихоокеанского региона", международного симпозиума
"Научная политика в Азии" и других.
Понятно, что проведение подобных работ для региона требует
дополнительного финансирования. Отсюда вытекает четвертое
направление нашего взаимодействия, связанное с финансированием
программ из областного бюджета.
Придавая важное значение активному вовлечению
научно-образовательного потенциала в решение региональных
проблем, администрация области в последние годы постоянно
увеличивает объемы финансирования научных исследований по
приоритетной региональной тематике из областного бюджета.
Так, в 1999 г. было выделено 3,1 млн. руб., в 2000
15,6 млн. руб., в 2001 г. 17 млн руб. В будущем году мы планируем увеличить
финансирование до 20 млн руб. Это почти в 20 раз больше, чем в
1997 г.
В 19981999 гг. администрацией области совместно с
Координационным научным советом подготовлен механизм перехода на
систему финансирования наиболее эффективных и социально-значимых
для области научно-технических программ и разработок на основе
регионального заказа и конкурсов.
Учитывая сложное положение в научной сфере, администрация области
выделяет финансовые средства на сохранение
материально-технической базы институтов, на подготовку их к
зимнему отопительному сезону, приобретение научного оборудования,
вычислительной техники и приборов. На эти цели было выделено в
1999 г. 317,0 тыс. руб.; в 2000 г. 800,0 тыс. руб.
Еще одно направление нашего взаимодействия совершенствование
нормативно-правовой базы.
Администрация области совместно с Президиумом ИрНЦ подготовила и
провела в Законодательном собрании Закон "О научной деятельности
и научно-технической политике Иркутской области". Этот Закон
утвержден мною в июле 1998 г.
Кроме того, мы активно поддерживаем ученых, стимулируем занятие
научной деятельностью. Так, с 2000 г. проводится ежегодное
вручение премий губернатора Иркутской области по науке и технике.
В целях укрепления сотрудничества в научной и инновационной сфере
регионального и федерального уровней подписаны и реализуются
Соглашение между РФФИ, администрацией Иркутской области и
Правительством Республики Бурятия о долевом финансировании
проведения научных исследований по проблемам озера Байкал и
Байкальского региона и Соглашение между Министерством
промышленности, науки и технологий и администрацией области о
долевом финансировании Программы приоритетных направлений науки и
техники Иркутской области.
Институты ИрНЦ СО РАН при поддержке администрации области активно
участвуют в реализации федеральной целевой программы "Интеграция
науки и высшей школы".
Стало доброй традицией при финансовом участии области
организовывать и проводить ежегодную выставку "Наука,
образование, новые технологии".
Впервые в 2001 г. выделено 3 млн руб. на долевое участие в
строительстве жилья для молодых ученых, в проекте бюджета на
2002 г. предусмотрено также 3 млн руб.
Ежегодно из бюджета области около 1 млн руб. выделяется на
поддержку научно-технических мероприятий, молодежных научных
школ, предметных конкурсов и олимпиад студентов, стипендий
губернатора и т.д.
Каковы перспективы нашего дальнейшего взаимодействия?
Администрация Иркутской области намерена и дальше развивать
начавшиеся процессы интеграции науки и власти. В Концепции
социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. мы
поставили цель развитие и наиболее полное вовлечение
научно-образовательного потенциала в решение экономических и
социальных проблем региона, содействие переходу экономики области
на инновационный путь развития.
В среднесрочной перспективе мы намечаем следующие способы
реализации этой цели:
1. Увеличение доли финансирования научных исследований из
областного бюджета, совершенствование конкурсного механизма
финансирования приоритетных научных исследований и разработок,
имеющих важное значение для экономики и социальной сферы области.
2. Переход от выполнения отдельных НИР и ОКР к разработке и
реализации областных научно-технических программ.
3. Углубление интеграции науки и образования с целью повышения
качества подготовки специалистов высшей квалификации и
совместного проведения исследований.
4. Поддержка участия коллективов ученых НИИ и вузов области в
реализации федеральных целевых программ.
5. Создание условий для формирования инновационной инфраструктуры
(технопарки, инновационно-технологические центры и т.д.) и
развития инновационной деятельности. Продвижение результатов
научных работ в практику.
6. Содействие развитию системы венчурного инвестирования
(внебюджетного финансирования высокорисковых проектов в
научно-технической сфере), поддержка малого инновационного
бизнеса.
7. Разработка и реализация совместно с Советом ректоров вузов
"Программы совершенствования высшей школы Иркутской области до
2005 г.".
8. Стимулирование привлечения молодежи в науку. Поддержка
талантливых ученых и студентов через назначение дополнительных
стипендий и премий, подготовку и проведение молодежных научных
конференций, предметных студенческих олимпиад, конкурсов и т.д.
9. Расширение доступности высшего образования для способных детей
из малообеспеченных семей путем оказания социальной поддержки и
выдачи целевых образовательных субсидий.
10. Содействие развитию взаимовыгодного международного
сотрудничества НИИ и вузов области.
Еще раз отмечу, что реализация перечисленных направлений будет
способствовать переходу экономики на инновационный путь развития.
Я перечислил лишь основные элементы взаимодействия администрации
Иркутской области с Президиумом ИрНЦ СО РАН. Среди представленных
участникам заседания материалов имеется отчет областной
администрации за 19972001 гг. и Концепция
социально-экономического развития Иркутской области на
среднесрочную перспективу. Эти документы позволят вам лучше
увидеть, что сделано и что еще предстоит сделать администрации
Иркутской области и Президиуму ИрНЦ для более эффективного
взаимодействия.
Развитие конструктивного взаимодействия выгодно и науке, и
власти. Оно будет способствовать, мы уверены в этом, дальнейшему
развитию нашего обширного региона и России в целом.
стр.
|