Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2893) 21 февраля 2013 г.

ЭКРАН И ЖИЗНЬ

В Новосибирском университете прошла презентация нового фильма кинорежиссера Р. М. Ерназаровой «Баня». Показ организован библиотекой НГУ.

В.Г. Новиков, режиссёр

Раиса Мулдашевна Ерназарова руководит отделом визуальных информационных технологий ИВТЦ Новосибирского государственного университета. Она является также директором Центра исследований культур народов Сибири (визуальной антропологии) и почётным профессором международной кафедры ЮНЕСКО/НГУ «Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы».

Что такое «визуальная антропология»? Или, как уточняют некоторые исследователи, «аудивизуальная антропология»?

Представьте себе, с каким чувством сегодня мы смотрели бы документальные кадры, изображающие жизнь наших далеких предков — при дворе Ивана Грозного, в стане Ермака Тимофеевича, в загадочном протогороде Чичабурге, обнаруженном при раскопках в Здвинском районе Новосибирской области? Жизнь подлинную, не воссозданную художниками. Фантастика, скажете вы и будете правы — такое невозможно. А вот наши потомки через столетия смогут увидеть нас и окружающий мир в движении, в многообразии красок, звуков — во всём, что именуется жизнью. Фиксировать, сохранять изображения и передавать их во времени и пространстве — такую возможность дают нынешние достижения науки и техники.

Визуальная антропология —не просто кино и не просто этнография. Рождение этого исследовательского направления связывают с прекрасным фильмом Роберта Флаэрти «Нанук с Севера», снятым ещё в 1922 году. За свою короткую историю визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.

Разные исследователи дают разные определения предмету визуальной антропологии. Наиболее полным, соответствующим её сегодняшнему состоянию, представляется следующее. Визуальная антропология — культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии. Цель — получение и внедрение в социальную практику экранной информации о малоизвестных сторонах жизни народов с целью осуществления диалога культур.

В этом направлении плодотворно работает Центр визуальных информационных технологий НГУ, созданный Р. М. Ерназаровой. Она известна у нас в стране и за рубежом как автор этнологических фильмов о культурах народов Севера Евразии и Дальнего Востока. Это не просто уникальные киноархивы — фильмы активно работают на просветительской ниве, призывая к толерантности, что сегодня особенно актуально для молодёжи.

Показанный на презентации фильм «Баня» снят в родной Сибири, в деревне Верх-Сузун Новосибирской области. Места здесь благодатнейшие. Сосновый бор, живописные перелески, поля без края. Словом — живи и радуйся, крестьянин. Вот только жить некому. Одни спились, другие подались в город на заработки — местный совхоз дышит на ладан. Оставшиеся двое работящих парней уволились. Один из них нанялся к соседке рубить баньку. Ворочают мужички бревна, укладывают в сруб, одновременно рассуждая — о жизни, о женщинах, о своём понимании хозяйствования. Слушать их незамысловатые суждения необычайно интересно, потому что это вовсе не та деревня, которую снимают и показывают телезрителям заезжие корреспонденты из «Сельского часа». Временами герои Ерназаровой заставляют вспомнить о шукшинских чудиках.

Р. М. Ерназарова сняла более 60 документальных лент. Фильмы об истории науки Сибири — это отдельная часть творчества режиссёра. На Михайлов день в ДУ демонстрируется для молодежи фильм режиссера Р. М. Ерназаровой «Академик М. А. Лаврентьев», текст к которому читал народный артист СССР И. М. Смоктуновский.

Иллюстрация
На съёмках фильма «Академик М.А. Лаврентьев», 1976 г.

Последняя работа режиссёра «Вечное движение» посвящена ИЯФовцам. Вот они играют в шахматы с юной чемпионкой по шахматам. Идёт сеанс одновременной игры, пожилые ИЯФовцы проигрывают, волнуются болельщики, пытаются подсказывать и помочь своими советами. Физики на своих планерках, в лабораториях. В центре повествования — молодая семья физика Н. Мучного. Мы видим жену Николая Елену и сына Степана. Вот они на серфинге, вот они в горах. Фильм снят методом наблюдения. Автор пытается показать нам внутренний мир героев, чтобы мы могли узнать побольше о молодых физиках Академгородка, знания которых востребованы на мощнейших коллайдерах мира. Мы видим их не только в родном ИЯФе, но и в Институте физики высоких энергий Китайской академии наук, где идут совместные работы китайских, российских и американских специалистов...

В 2012 году фильм «Вечное движение» почти сразу после выхода получил специальную награду фестиваля «Дни этнографического кино». Организаторы фестиваля: Российский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, Научно-исследовательский институт киноискусства и Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов при поддержке Министерства культуры РФ, Посольства Италии в Москве, Посольства Королевства Дании в Москве, Мультимедиа Арт Музея (Москва).

Р. М. Ерназарова — призёр многих престижных международных кинофестивалей в Италии, Германии, США, Франции, таких как «Анри Ланглуа де Тур», носящего имя основателя французской синематики или фестиваль Арктических фильмов в Фермо, где Ерназарова получила два самых главных приза за фильм «Колыбель».

То, что эти фильмы увидят участники фестивалей, а также потомки — хорошо. Но где увидеть их нашим современникам? Вопрос больной. Телевидение неохотно показывает такие картины, ссылаясь на «неформат». Специализированные залы хроники, существовавшие в советское время, сейчас отсутствуют. На дисках документальные фильмы практически не распространяются.

Остаются просмотры — такие, как организовала библиотека НГУ. Пожелаем, чтобы они проходили чаще, а реклама была более широкой и доступной.

Фото П. Синего

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+668+1