Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 36-37 (2771-2772) 16 сентября 2010 г.

УДАЧНО РЕАЛИЗОВАННАЯ ИДЕЯ

6 сентября в Институте химической кинетики и горения СО РАН открылась Всероссийская молодежная школа с международным участием «Магнитный резонанс в химической и биологической физике».

Л. Юдина, «НВС»

— В институтах Академгородка много групп занимаются магнитным резонансом в химических и биологических исследованиях, — говорит директор ИХКиГ д.ф.-м.н. С. А. Дзюба. — Специалистам давно хотелось собраться вместе, обменяться информацией, идеями, поговорить по душам, поспорить. Идею решили реализовать в виде школы для тех, кто начинает работать в науке.

Магнитный резонанс сегодня — очень востребованный метод, широко используемый исследователями в разных областях, в том числе и в практической медицине. Все знают об ЯМР-томографии, которая вышла из недр фундаментальных исследований. Именно так! Не было специальных проектов и целевых программ. В ходе рутинных фундаментальных работ в области химии выяснилось, что с помощью магнитного резонанса можно изучать структуру пространства, «устройство» объекта. Такие открытия обычно случаются спонтанно — эврика!

Сфера действия магнитного резонанса чрезвычайно широка. Мы на молодежной школе ограничиваемся физическими аспектами.

Иллюстрация

— Сергей Андреевич, давайте сделаем акцент на том факте, что основы данного научного направления были заложены в Сибирском отделении РАН, в Институте химической кинетики и горения.

— Традиции исследования этого уникального в своем роде метода богатые, материал накоплен значительный. Работы по магнитному резонансу в Сибирском отделении были развернуты в 60-е годы усилиями академика Владислава Владиславовича Воеводского.

Широко вошли в обиход термины ЭПР, ЯМР; исследователи добились ощутимых результатов, признанных и в стране, и за рубежом — это химические поляризации электронов и ядер, спиновая химия, ЭПР-спектроскопия, в частности, импульсный двойной резонанс (метод, особо используемый в биологии).

Недавно я вернулся с очень престижной конференции «Магнитный резонанс в биологических системах», проходившей в Австралии. Там было доложено о большом количестве работ, выполняемых при помощи метода двойного импульсного электрон-электронного резонанса. Этот метод был создан и развит учеными нашего института.

Традиции школы академика В. В. Воеводского продолжили академики Ю. Н. Молин, Ю. Д. Цветков, Р. З. Сагдеев, К. М. Салихов, К. И. Замараев, В. Н. Пармон. Важно и дальше поддерживать их, наполнять новым содержанием, заряжать идеями молодых. Для того и организовали молодежную школу.

Сергей Андреевич сердечно поздравил «учеников» и «учителей» с началом «учебного года», поблагодарил за то, что приехали и пожелал плодотворной работы.

Иллюстрация

Академик Ю. Н. Молин, председательствовавший на первой сессии, прежде чем перейти к рабочей части мероприятия, обратил внимание на прекрасный состав пленарных докладчиков, выступающих в роли преподавателей:

— Это люди, которые внесли огромный вклад в развитие методов магнитного резонанса и продолжают активно и плодотворно работать в этой области. Мне особенно приятно предоставить слово Юрию Дмитриевичу Цветкову, пионеру в области импульсной ЭПР-спектроскопии, всемирно известному ученому.

Итак, занятия в школе начались с доклада «Импульсный двойной электрон-электронный резонанс — спектроскопия ЭПР в нанометровом диапазоне расстояний».

Я обозначила бы это сообщение как увлекательное введение в тему. Как хороший учитель, Юрий Дмитриевич, в лаборатории которого много лет назад и началось постижение достоинств и преимуществ магнитного резонанса, постарался доходчиво, ясно и образно изложить суть проблемы.

— Наша школа называется «Магнитный резонанс в химической и биологической физике». По сути дела, это химическая радиоспектроскопия. Когда-то Владислав Владиславович Воеводский определил химическую радиоспектроскопию как область, которая решает актуальные проблемы химии и физики, одновременно развивая методы химической физики, экспериментальные методы и теорию этого направления.

Такое направление было сформировано, и нам посчастливилось активно участвовать в его развитии. Почему ЭПР и ЯМР стали такими востребованными методами исследований? Напомню, что они дают возможность изучить целый ряд взаимодействий химических систем — тонких взаимодействий, сверхтонких, взаимодействий электронов с ядрами, дипольных взаимодействий и т.д.

По-видимому, последние взаимодействия привлекали и привлекают особое внимание химиков и химфизиков, потому что в них заложена возможность определения расстояния. А расстояния в химии, в химической кинетике, в структурной химии особенно важны. Расстояние электрон-ядро — это тонкие и сверхтонкие взаимодействия, они несут сведения о структуре, например, тех же радикалов. А диполь-дипольные взаимодействия «говорят» о том, как построены геометрические системы, что очень важно с точки зрения понимания процессов, происходящих в твердом теле.

Иллюстрация

Академик Ю. Д. Цветков как бы восстанавливал историю рождения метода, говорил о возникающих по ходу вопросах, а их, надо заметить, было предостаточно. Остановился на некоторых аспектах теории. Иными словами, показал, как разработка ученых совершенствовалась, становилась все более необходимой в разных областях, завоевывала авторитет и пространство.

Дальнейшие выступления представителей разных научных направлений также свидетельствовали о тех богатых возможностях, которые предоставляет применение магнитного резонанса в химической и биологической физике.

Школа работала пять дней. В первой половине мэтры читали пленарные лекции, делились опытом. Помимо российских учителей из институтов Сибирского отделения РАН, из МГУ, ЛГУ были ученые из ведущих научных центров запада — Германии, Нидерландов, Англии.

После перерыва сообщения делали молодые исследователи — рассказывали о том, чем занимаются, чего хотят достичь. Они приехали из десяти разных городов Российской федерации — от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Иллюстрация

Школа, которую провели Институт химической кинетики и горения и Международный томографический центр Сибирского отделения РАН при поддержке РФФИ показала, что учителя были мудрые и талантливые, а ученики — прилежные и способные к восприятию научного материала. Как, впрочем, на любой из научных школ, хорошо организованной. Значит, результаты не заставят себя ждать.

Фото В. Новикова

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+561+1