Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 26 (2761) 1 июля 2010 г.

ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

24 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Вениаминовича Мануйлова, человека, оставившего глубокий след в истории Новосибирска. Главный инженер, начальник производства Чкаловского завода в годы Великой Отечественной войны, директор Новосибирского авиационного техникума, первый директор Новосибирского политехникума, он для множества своих учеников навсегда остался любимым Учителем, гениальным педагогом и удивительным Человеком.

Юлия Черная

На его жизнь пришлись практически все катаклизмы ХХ века: детство пришлось на Гражданскую войну (в школу он пошел в 1917, а закончил семилетку в 1925), зрелость — на Великую Отечественную.

Иллюстрация
В.В. Мануйлов в 1985 г.

— Время для получения образования было, конечно не самым подходящим, — рассказывает сын Виктора Вениаминовича, Александр Мануйлов. — В эти годы не было ни материальных ресурсов, ни профессиональных — сильно пострадала профессура... Да и учился он сначала в школе-интернате для детей-сирот (где преподавала его матушка), потом в простой провинциальной школе. Но, думаю, именно благодаря матери он получил хорошее образование, поступил в институт. И дело не только в том, что в тридцать лет это образование позволило ему стать ведущим инженером Чкаловского завода, а еще раньше сотрудником фирмы «Амторг», закупавшей авиационное оборудование в США. Образованность проявлялась в множестве мелочей. Так, например, он прекрасно играл на рояле, владел тремя языками — английским свободно, немецким и французским, что называется, «со словарем».

В самый канун войны, в 1940 году, отца направили работать главным инженером на Чкаловский завод, который тогда только становился авиационным. Ведь изначально это был завод горного оборудования. 23 июня 1941 года, сразу после начала войны, на заводе была введена круглосуточная работа — две смены по 12 часов. Вскоре сюда стали прибывать эвакуированные предприятия — авиационные заводы из Киева, Москвы и Ленинграда. В это же время Государственный комитет обороны принял решение развернуть на Чкаловском заводе производство новых истребителей ЯК-3 вместо выпускавшихся здесь деревянных ЛАГГов. Истребитель тех времен содержал около 16 тысяч деталей, и в кратчайшие сроки к этим деталям надо было создать около 30 тысяч технологических карт. Кроме того, требовалось спроектировать и изготовить всю оснастку для нового производства. Были проведены расчеты и оказалось, что в мирное время 10 инженеров проделали бы всю необходимую работу за 150 лет! В очень трудных условиях, когда даже электричество на завод подавалось с перебоями, сто инженеров завода сделали всю эту работу за три месяца! Отца назначили начальником производства. И если в начале войны завод производил один самолет в сутки, то к концу войны — больше двадцати. Читая архивы отца, понимаешь, за что он получил боевой орден Красной Звезды, которым в войну награждали на фронте.

В марте 1948 года Виктор Вениаминович был назначен директором авиационного техникума.

— Я поступила в техникум в 1949, — вспоминает Галина Маркова, выпускница авиационного техникума. — С каждым абитуриентом нашей группы конструкторов Виктор Вениаминович беседовал лично, предупреждал, что учеба будет сложной, спрашивал, почему именно эту группу мы выбрали. Вообще он знал каждого студента и всегда «отслеживал» нас. Например, Кате Евглевской, которой учеба давалось непросто, после доверительной беседы Мануйлов, отметив её гуманитарные способности, помог перейти в педагогический техникум. Всю оставшуюся жизнь Катя была благодарна за это Мануйлову. Похожая ситуация была и с известной летчицей-испытателем Мариной Попович. Она очень много времени уделяла прыжкам с парашютом, её всегда привлекали самолеты. Но девушек в лётное училище не принимали. Виктор Вениаминович поговорил с ней, похлопотал, и в виде исключения Марину приняли в лётное училище. Конечно, мы были детьми, и многие заслуги Мануйлова я поняла уже позже. Кропотливый подбор преподавателей самого высокого класса, который вел наш директор, дал свои результаты — многие наши выпускники без труда получили высшее образование, стали руководителями самого разного уровня. Кто-то же благодаря его участию нашел свое призвание.

Директором политехникума Виктор Вениаминович стал в 1966 году. По задумке Михаила Алексеевича Лаврентьева политехникум создавался с тесном контакте с Сибирским отделением как учебное заведение, готовящее специалистов среднего звена для научных институтов.

— Условия открытия техникума были крайне неблагоприятными, — пишет в своих воспоминаниях сам Виктор Вениаминович. — Министр высшего и среднего специального образования РСФСР В. Н. Столетов сразу же занял резко отрицательную позицию. В Новосибирске было 38 техникумов (а с областью около 60), готовились специалисты по 105-ти специальностям. Никакой необходимости в создании нового техникума в Новосибирске, по мнению Столетова и его ближайших помощников, не было и быть не могло. Михаил Алексеевич Лаврентьев имел в ЦК КПСС и в правительстве высокий авторитет. Мне неизвестно, с помощью каких личных встреч, телефонных переговоров и какого обмена письмами и телеграммами, но вопрос, вопреки всем отрицательным доводам и предпосылкам, был решен в пользу создания техникума. Я стал энергично заниматься вопросами его организации, не прекращая исполнения обязанностей в ЦБТИ (В. В. Мануйлов был в то время начальником Центрального бюро технической информации по Западно-Сибирскому региону — прим. ред.). Новосибирскому политехникуму достался скромный деревянный (даже не брусчатый, а именно деревянный, собранный из каких-то дощечек и планок) двухэтажный домик, который в прошлом был жилым восьмиквартирным домом. В нем было 8 аудиторий по 60 кв.м. каждая и микроскопические комнатки для размещения директора, учебной части, завхоза. Общая полезная площадь этого здания составляла 500 кв.м.

Иллюстрация
С учениками перед первым зданием Новосибирского политехникума, 1977 г.

— Здание было небольшое, но коллектив педагогов собрался удивительный, — вспоминают студенты первого выпуска Новосибирского политехникума Валерий Головин и Борис Степанов. — Очень гармонично были распределены роли. Фарит Нагимович Мирсаяфов, заместитель директора — «мамка родная»: может и похвалить, и поругать, и «придать ускорение» в нужном направлении, человек уверенный, что «с хулиганами даже интересней, и именно из них вырастают настоящие герои». И Виктор Вениаминович Мануйлов — «небожитель», который никакой полемики не допускает, разруливает все конфликты с присущей ему интеллигентностью, интеллектом и твердостью. Он обладал удивительной способностью решать конфликты ещё до их начала: правильной фразой, нужным вопросом или просто своим присутствием. Конечно, больше мы общались с Фаритом Нагимовичем, но беседы с Витаминычем, как мы его называли, производили на нас огромное впечатление. Однажды он показал нам свою картотеку. ЭВМ в техникуме ещё не было. А в его картотеке была целая система обычных вязальных спиц, проходящих через отверстия перфокарт. Кодируешь отверстиями информацию, через нужные пропускаешь спицы, переворачиваешь картотеку — и выпадает нужная карточка. Остроумно, интересно и запомнилось нам на всю жизнь.

— Виктор Вениаминович вел предмет «экономика и организация производства», — делится своими воспоминаниями Элеонора Петровна Швецова, коллега, преподаватель политехникума. — Кроме небольшой теоретической части, занятия проходили в формате заседаний заводоуправления. Но это была не просто игра. Отвечали ребята за вполне конкретные дела: транспорт, строительство тропы, санитарное состояние и т.д. Конечно, мы, преподаватели, помогали и курировали, но всё же у нас было такое модное теперь «самоуправление». Вообще, Виктор Вениаминович был удивительным руководителем. У нас, например, никогда не противопоставлялись педагоги и ученики — мы все были одним коллективом, вместе отмечали праздники, вместе решали проблемы. С Виктором Вениаминовичем у меня связаны и очень личные воспоминания. Мне всегда тяжело давались праздники для младшей дочери — она у меня большая выдумщица и всегда ждала именно праздника, а не подарков. Помню, как однажды накануне Нового года призналась в этом Виктору Вениаминовичу. Вечером 31 декабря раздался звонок — на пороге квартиры стоял Виктор Вениаминович в маске медведя: «Не здесь ли живет Наташа Швецова?». Четырехлетняя Наташа была в восторге. Но самое интересное, что потом, вплоть до своего 18-летия, она регулярно получала письма от Медведя Медведича Медведева с такой-то поляны. Все эти письма я бережно храню: от первых с лесными сказками до последних с философскими притчами. Думаю, подобные воспоминания о нашем директоре есть у большинства моих коллег.

Чкаловский завод и сегодня производит самолеты, авиационный техникум стал колледжем, на основе политехникума появился Высший колледж информатики при НГУ. Сегодня это учебное заведение получило право готовить бакалавров НГУ. Вот только лаборантов-химиков и техников для ядерных установок оно больше не готовит...

— Наука действительно не может развиваться без полноценных помощников среднего звена, — говорит Александр Мануйлов, доцент, кандидат химических наук. — И, на мой взгляд, если смотреть в будущее, то на базе ВКИ обязательно следовало бы оставить специальность химиков-лаборантов или вакуумщиков для ИЯФа. Ведь сегодня работу лаборантов вынуждены выполнять студенты, аспиранты или выпускники непрофильных техникумов. Доходит до смешного, лаборантом химической лаборатории работает выпускница железнодорожного техникума! Для серьезной науки всё-таки нужны квалифицированные помощники.

Что-то начатое Виктором Вениаминовичем и сегодня живет и процветает, к чему-то постепенно мы приходим вновь, но в любом случае множество людей бережно хранит в памяти свои воспоминания об этом человеке и о его делах.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+555+1