Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 44 (2729) 12 ноября 2009 г.

АЛЕКСАНДР ШУРИЦ:
35 ЛЕТ СПУСТЯ

Почти тридцать пять лет тому назад в Выставочном зале Дома ученых состоялась первая выставка произведений Александра Шурица. С того времени началась его дружба с миром науки. Сегодня мы представляем пятую выставку художника, которая называется «Однажды в Париже». Каждая же выставка является поводом вспомнить биографию художника, творческую и житейскую.

Галина Лаевская, искусствовед,
художественный отдел Дома ученых СО РАН

Иллюстрация

Трудным, а потому, наверное, и незаурядным, был творческий путь художника. Это сегодня с его творчеством знакомы зрители Англии, Нидерландов, Германии, Бельгии, Италии, США, Франции. Из Нидерландов не вернулась ни одна картина — все были куплены. Признание, известность, а с ними и относительное материальное благополучие пришли в начале 90-х. А до этого он по сути повторил биографии многих художников, чье искусство выходило за рамки общепринятой «нормы», советских канонов — ведь что и как рисовать было строго регламентировано, а самое поразительное, что и довольно добросовестно отслеживалось целым штатом «специалистов» (где они теперь?!).

Первая выставка Александра Шурица в 1975 году наделала много шума — с выговорами организаторам, досрочным закрытием, разборками в идеологических инстанциях. Он первым в нашем городе разбередил застоявшееся болото так называемой художественной жизни, в которой все давно было «разложено по полочкам»: сюжеты, способы их отображения (только в рамках реализма), номенклатурный стиль поведения. Всем этим обязательным «набором» Александр Шуриц не обладал. Приехав из Москвы после окончания Строгановского училища, он принес свежее дыхание столицы, атмосферу начинающегося в среде молодых художников протеста против бесконечных запретов, подавления всякой попытки творческой новации («Бульдозерная выставка»).

Первые же работы художника, выполненные в гиперреалистической манере, были подвергнуты яростной критике не только со стороны курирующих культуру органов, маститых художников, но и зрителей. Еще больше взбудоражили неискушенного сибирского зрителя сюрреалистические искания художника. Творчество Сальвадора Дали всё же проникало к нам в виде тоненьких монографий или просто открыток, почти героически провозимых через границу теми, кого за нее выпускали. Поэтому картины Александра Щурица, так не похожие на всё, что мы привыкли видеть на выставках, волновали своей красочной фантасмагоричностью, экскурсами в предыдущие исторические эпохи, попыткой в своих полотнах совместить, казалось, несовместимое. Его серия семейных портретов родила новый тип времяпрепровождения — мы ходили из дома в дом и разбирали по косточкам очередной семейный портрет, вышедший из-под кисти художника.

Иллюстрация

Особенно запомнился групповой портрет семьи известного в Академгородке талантливого ученого-физика, педагога и большого знатока изобразительного искусства Юрия Ивановича Кулакова. Юрий Иванович на переднем плане, по-свойски положив руки на рулевое управление роскошного мотоцикла, с развевающемся на голове полноценным (в смысле размеров) париком от кого-то из Людовиков, ведет свой веселый корабль в неизвестный, но очень интересный мир. Всеобщая готовность этой группы детей и взрослых исчезнуть за пределами картины, рождает незамысловатые мысли о том, как неплохо бы каждому разукрасить свою жизнь в более яркие тона, насытить ее радостью и счастьем... Вот такая оптимистическая составляющая была во всех этих семейных портретах. Художник писал их с искренним интересом, всякий раз становился дорогим другом в этих семьях. Конечно, и материальная составляющая присутствовала (в очень незначительном размере), что помогало Александру Шурицу кормить своих детей и жену. А портреты эти до сих пор висят в академовских квартирах...

А потом в наших домах появились книги, иллюстрированные художником. Их с интересом рассматривали взрослые и дети. Около ста книг проиллюстрировано Александром во многих издательствах страны. Но это уже в прошлом.

Новая выставка Александра Шурица — это всегда встреча с новым этапом в его творчестве. От выставки к выставке он почти не повторяется. Постоянно появляются новые сюжеты, воплощая которые, он использует весь накопленный арсенал мирового искусства. Ему, безусловно, помогает в работе его высокая эрудиция — я мало встречала в своей профессиональной жизни настолько образованных художников. Он постоянно «открывает» неожиданную грань в каком-то из классиков мирового искусства и, не стесняясь, демонстрирует в своих работах увлечение то Веласкесом, то Шагалом, то импрессионистами, но везде остается Александром Шурицем — ярким и неожиданным.

Открытие выставки Александра Шурица в Выставочном зале Дома ученых состоится 17 ноября в 18 часов, а продлится она до 6 декабря.

стр. 16

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+523+1