Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18-19 (2304-2305) 11 мая 2001 г.

ОТ СТАБИЛИЗАЦИИ — К РАЗВИТИЮ

Из выступления губернатора Новосибирской области В.Толоконского на региональном совещании по вопросам государственной стратегии развития Сибирского региона (г.Новосибирск, 17 ноября 2000 г.)

Прежде всего В.Толоконский поблагодарил Президента В.Путина, членов Правительства за внимание, оказанное проблемам развития Сибири, за понимание важности этих вопросов, и за то, что мы сейчас имеем возможность обменяться мнениями, обсудить и реально приступить к разработке программы развития нашего богатейшего региона. Из вступительного слова Президента В.Путина, доклада вице-премьера Правительства, выступления Н.Добрецова, ясно, что мы имеем концептуальную основу для разработки программы развития региона.

Да, у Президента России вполне достаточно политического и экономического ресурса, чтобы программу развития Сибири поставить совершенно в особое положение, а мы на это надеемся. Для нас очень важно именно в этом году перейти в управленческих подходах от адаптации к изменившимся производственно-экономическим условиям к постановке точных конкретных целей и задач — что и как мы хотим сделать.

Иными словами, нам придется ввести серьезные элементы планирования и государственного регулирования развития нашей экономики. Представляется, что в прошедшие 10 лет, когда мы выживали, стабилизировали ситуацию, адаптировались к ней, меры либерализации экономики были вполне эффективными и достаточными — развитие предпринимательства, малого бизнеса — все это позволило изменить ситуацию, позволило действительно стабилизировать экономику. Но, думаю, для структурной перестройки экономики, для ее качественного роста меры либерализации должны быть дополнены эффективными мерами планирования и государственного регулирования с точной постановкой задач и путей их достижения.

Очевидно, что подъем производительных сил Сибири потребует огромных финансовых ресурсов. Правда, когда мы обсуждали подготовку настоящего совещания, то договаривались о деньгах не говорить, так здесь потребуются как такие суммы, что на этом сразу можно и закончить разговор. Я конечно же согласен с А.Л.Кудриным, который призывает обеспечить экономический рост и за этот счет приступить к реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Но диалектика здесь сложная, Алексей Леонидович, ведь само развитие Сибири дает России, совершенно очевидно, особые возможности для экономического роста. Поэтому, я думаю, что инвестиционные ресурсы нам придется находить именно сейчас и без этого процесса качественный рост экономики нам все равно не обеспечить.

Где взять эти деньги?

Во-первых, об этом говорил Н.Л.Добрецов, — не изымать деньги непосредственно из Сибирского региона. Это не только вопрос ренты (рентные отношения мы вообще плохо регулируем везде), но в данном случае нас очень беспокоит построение холдинговых структур и систем. С одной стороны, они распределяют чистую прибыль и вкладывают ее часто в другие сферы и в других регионах. С другой стороны, налоговая система устроена так, что когда работы ведутся здесь, и требуется развитие в Сибирском регионе, а офис фирмы находится в Москве, и налоги поступают именно туда. С будущего года правительство за счет нового налогового кодекса частично сможет перераспределить ресурсы, но лучше сразу определиться в некоторых ограничениях, чем потом вводить сложный механизм перераспределения.

Второе. Я думаю, что во главу угла в работе законодательных органов, правительства следует поставить задачу — научиться обеспечивать серьезными государственными гарантиями крупных инвесторов — отечественный и иностранный частный капитал. Это сложная проблема, о которой говорим много лет, а сдвигов почти нет. Делать это можно, и сегодня у нас вполне достаточно политических и экономических ресурсов, чтобы такие гарантии обеспечить. Нам предстоит уделить особое внимание экономическому взаимодействию с Китаем, Японией, Индией, Кореей, странами Юго-Восточной Азии, где емкие рынки, в направлении которых можно ориентировать многие отрасли сибирской экономики. Там, порой, есть и существенный излишек капитала, который стремится в регионы, требующие серьезных инвестиционных вложений.

Скажу банальную вещь, но без нее не найти деньги на развитие Сибири, — банковская система и развитие государственных инвестиционных банков.

Мы должны сегодня переломить ситуацию и вернуть доверие населения к государству в целом и к государственной и общефинансовой системе, в частности. Без мобилизации средств населения нам не найти этих ресурсов, а без концентрации ресурсов невозможно провести инвестирование в сибирскую экономику.

И наконец, не обойтись и без определенных бюджетных средств. И здесь, я думаю, у нас тоже есть проблема с концентрацией средств бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Мы не очень умеем концентрировать эти ресурсы, пускаем их на неэффективные цели, и, следовательно, снижаем свои инвестиционные возможности. При этом за часть средств государственного бюджета надо строить предприятия, рудники и даже осваивать нефтяные месторождения... За счет средств бюджета придется создать дополнительную инфраструктуру, чтобы туда пришел частный капитал. Это и транспортные коммуникации, и коммуникации связи, иная инфраструктура... Конечно, программа развития Сибири предполагает программу развития каждого региона, отдельных территориально-производственных комплексов. Но здесь многое будет зависеть от того, как мы сумеем выделить общерегиональные точки роста.

Остановлюсь на проблемах Новосибирской области, которая должна и может занимать ведущее место в научном и кадровом обеспечении процесса подъема производительных сил Сибири.

Мы говорили сегодня на выставке СО РАН о технопарковой зоне. У нас есть Технопарк, но это еще не технопарковая зона. Пока еще это форма со слабым содержанием. Нам нужно территориально создать эту зону вокруг Новосибирского научного центра — она очень небольшая и точно определяется географически, и обеспечить особый инвестиционный режим в этой зоне. Хотя бы за счет простых способов — не брать НДС на производимую продукцию именно в этой зоне; обеспечить особые гарантии для инвестиций в эту зону.

Президент страны, беседуя сегодня со студентами, говорил о том, что мы во всем должны стать эффективнее, конкурентоспособнее. Россия объективно находится в худших условиях за счет природно-климатических и ряда других факторов... Мы должны высокими технологиями, наукой компенсировать эти факторы увеличения себестоимости на открытом конкурентам рынке.

В Новосибирске может быть сформирован крупнейший за Уралом транспортный узел, своеобразные транспортные ворота и в Сибирь, и в страны Азии. При поддержке Министерства путей сообщения, Министерства транспорта у нас разработана программа развития Новосибирского транспортного узла. Это большая комплексная программа. Мы не требуем финансовых ресурсов для ее реализации. Мы нуждаемся только в организационной поддержке Правительства и определении общегосударственных приоритетов развития транспортной системы. Сегодня основной поток грузов и пассажиров, нужных Сибири, идет через Москву. Даже грузы из Китая мы получаем через Москву. В Новосибирске сейчас есть все — и пограничная служба, и таможня, вся необходимая инфраструктура. Но существует масса препонов, и мы теряем деньги. Наконец, когда мы перейдем к конкретным формам реализации тех программ, о которых говорил Н.Л.Добрецов, наверное серьезным разделом программы будет развитие вахтовыми методами. Придется развивать вахтовые службы для крупных промышленных комплексов, а тем более для добычи нефти, газа. Здесь нужны транспортные коммуникации в Сибири и мощный транспортный центр. Новосибирская область вместе с Омской областью, Алтайским краем должны быть крупной базой производства продовольствия для освоения Сибири. Мы все равно будем говорить о привлечении и закреплении здесь населения, об устойчивом продовольственном обеспечении...

Много проблем, но я не хочу акцентировать на финансовой поддержке из федерального бюджета. Она должна быть, должна решать вопросы технического перевооружения, но можно сегодня без всяких вложений средств определить более точно государственный заказ: куда и какой надо продукции. Нужно создать понятную, простую систему сезонного кредитования (об этом много и давно говорим, но дело не продвигается вперед). Мы вложили за год в сельское хозяйство области на возвратной основе 1 млрд 200 млн рублей. Получили большой урожай, получили прибавку всех видов сельхозпродукции. Но это без участия банковской системы, сложно и ненадежно. Мы теряем в ценах, теряем в рентабельности.. И конечно есть наболевшие проблемы реструктуризации старых долгов. Мы подходим к этой проблеме: готовится законопроект, ведутся разговоры в Правительстве, на Совете Федерации, но на каком-то этапе все останавливается. Невозможно нормально развивать экономику, когда счета закрыты, усложнены все расчеты... Поэтому реструктуризация долгов в сельском хозяйстве и частично в промышленности — это проблемы сегодняшнего дня.

Экономика Новосибирской области делает в 2000-м году существенный шаг в своем развитии: более 10 процентов — прирост в обрабатывающей промышленности, 30 процентов — прирост валовой продукции в сельском хозяйстве. Это не просто дополнительные доходы в бюджет. Главнее то, что это вселяет уверенность жителей области в собственные силы, меняет психологию пассивного выжидания до понимания собственной ответственности за положение дел и стремление к созиданию.

В.Путин:

— Виктор Александрович, можно один вопрос? Вы сделали как мне кажется очень интересное сообщение, готов согласиться, с чем-то поспорить, но одно хотел бы выяснить. В самом начале вы сказали, что отдавая должное заслугам либеральной экономики, сегодня хотелось бы ввести механизм государственного регулирования и планирования. Что под этим понимать? Ведь есть много всяких вариантов...

В.Толоконский:

— Я под этим понимаю простые вещи. На мой взгляд, нельзя сегодня рассчитывать, что только одними методами рыночной регуляции можно сконцентрировать большой инвестиционный ресурс именно в Сибирском регионе. Потому что чисто рыночные регуляторы стремятся к максимальной прибыли, а ее здесь сейчас получить нельзя. У нас — долговременная и во многом с политическим аспектом задача — сохранить территорию, население. Здесь одних экономических регуляторов мало. Давайте поставим задачи, которые потребуют особых мер государственного регулирования — с помощью рыночных механизмов и серьезных государственных планов — что, как и когда делать.

В.Путин:

— Это подобие какой-то программы действий. Спасибо.

На фото из архива
выставочного центра СО РАН:
в кулуарах Совещания.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+46+1