Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48 (2633) 13 декабря 2007 г.

«НАСТОЯЩАЯ МУДРОСТЬ
НЕМНОГОСЛОВНА»

О книжечке «Л. Леонов. Афоризмы». Подобрана Фридериком Листваном (Ульяновск, 2007).

Л. П. Якимова, доктор филологических наук,
ведущий сотрудник института филологии СО РАН

Иллюстрация

Долгой и плодотворной жизни Леонида Леонова в литературе, начиная с конца 10-х до 90-х годов ХХ века, в полной мере соответствует богатство такой сферы российской филологии, как леоноведение, вступившее в новый этап своего развития в связи с выходом в 1994 году романа-наваждения в трех частях «Пирамида».

С изданием произведения, создававшегося синхронно идущему времени на протяжении более полувека, исследование творчества крупнейшего русского писателя обрело как бы второе дыхание и ознаменовалось появлением литературно-критических и научно-теоретических работ разного жанра — монографий, статей, коллективных сборников, авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. Счастливое совпадение издания «Пирамиды» с празднованием в 1999 году столетнего юбилея писателя было отмечено публикацией его неизвестных произведений, изданием книг мемуарного характера, сопровождалось проведением общероссийских и международных конференций.

С высоты «Пирамиды», «Эльбрусом возвысившейся над современным литературным потоком» и буквально ошеломившей читателя глубиной философской мысли о мире и человеке, культурологической мощью художественного текста и невиданной доселе смелостью социально-исторического прогнозирования, представилось возможным оценить не только феноменальность художественного дара писателя, но в зеркале его отчетливо разглядеть и многие черты подлинного лика пореволюционной действительности России. В этом смысле леоноведение, обращенное к исследованию художественного феномена «последней книги», как определил «Пирамиду» сам автор, предстает как самодостаточное явление духовной жизни современности с ее стремлением постичь национальную идею России, обрести пути и средства к самоидентификации русской мысли.

Иллюстрация

Справедливости ради следует отметить, что немалый вклад в развитие леоноведения вносят зарубежные исследователи, живущие ныне в Болгарии, Франции, Канаде, Литве, Польше. Примечательно, что и на общем фоне жанрового многообразия современных работ о творчестве Леонида Леонова не может не обратить на себя внимания своим неожиданным, внутренне глубоко оправданным исследовательским ходом работа польского филолога Фредерика Листвана «Афоризмы Леонида Леонова». Впервые она была заявлена в качестве доклада на международной конференции 2006 года в Ульяновске, попала на страницы московского журнала «Наш современник» и вот только что вышла отдельной книжечкой в издательстве Ульяновского государственного технического университета. По композиции работа Ф. Листвана двухчастна: первую часть составляет собственно филологическое исследование идейно-эстетической функции афоризма в общей структуре художественного текста леоновских произведений, вторую — сами афоризмы, выборка которых из общего массива художественного наследия Леонова представляет не менее важную и ответственную задачу исследователя. Принципиально говоря, совершен важный филологический поступок: произведя такого рода системную выемку, исследователь тем самым обнажает в произведениях Леонова особый текстовый пласт, своего рода текст в тексте, скрытое, но устойчиво-постоянное присутствие малого жанра внутри открыто предъявляемой читателю большой жанровой структуры.

Известно, что афоризм как вид краткого изречения, являющего мысль в образно отточенной форме, имеющего право как на самостоятельное бытие в литературе, так и в составе сложных жанровых конструкций, был щедро представлен в творчестве тех представителей культуры, кто тяготел прежде всего к сопряжению художественного образа с философской мыслью, кто движим был стремлением в образной картине мира явить его философскую модель, в силу чего широкую известность приобрели афоризмы Ларошфуко, Шопенгауэра, Монтеня, Пушкина, Чехова, Горького, грузинского поэта Шота Руставели, древнерусского Даниила Заточника с его неувядаемым «Молением».

Возвращаясь к творчеству Леонида Леонова, следует сказать, что его склонность к афористическому мышлению, подобно капле, адекватно отражающей общий состав воды в океане, высвечивает парадигмальные свойства его художественного мира, ориентированного на создание образов интегральной силы. Именно исходя из этого органически свойственного писателю стремления к художественному синтезированию и логарифмированию, приводящему к способности увидеть картину текущей жизни в пространстве Большого времени, постичь человека «на координатах бытия», исходит Ф. Листван, осуществляя семантико-поэтический анализ и классификацию леоновских афоризмов. Следует признать, что задача уяснения глубин эстетической связи афоризма как жанра с общей структурой художественного текста Леонова лишь поставлена, но важно, что как большая исследовательская проблема она заявлена, определена и векторно обозначена. Вектором же этим, думается, является понимание того, что если леоновский афоризм обнаруживает природу своей смысловой и эстетической идентичности в контексте главных координат творческого мира писателя, то и выявление внутренней логики афоризма способствует уточнению этих координат. Что в заключение и хотелось бы подтвердить лишь немногими примерами из той подборки афоризмов Леонида Максимовича Леонова, что сделана в книжечке Фредерика Листвана.

«Разум всегда постигает только то, что знает душа».

«Нам сейчас во всем как целительнейшее лекарство нужна правда и дело».

«Бесстрастие — единственный способ для судьи не замараться о преступление».

«…Венки и розги сродни друг другу».

«Народ уничтожают со святынь».

«Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели».

«Самое тяжелое на войне не металл, не пушки, а солдатское раздумье».

«Лучшие сорта лжи готовятся из полуправды».

«Любовная ода и покаянный псалом из одной и той же чернильницы».

«Во все эпохи двери истины открывались разными ключами».

«Бывают чувства, которые удаляются только с сердцем».

Впрочем, возможность прирастить произведенную подборку леоновских афоризмов остается открытой. Недавно на страницах «Литературной газеты» появилась публикация фрагмента из четырехтомной книги классика сербской литературы Добрицы Чосича «Заметки писателя» (1951-1993), где воспроизводится беседа с Л. М. Леоновым от сентября 1956 года, наглядно демонстрирующая афористичность его мышления как человека, отмеченного «метафизической печатью». «Может быть, — заключает Д. Чосич, — лишь несколько человек в нашем веке имели и имеют талант и ум такие, как он». В заглавие публикации вынесен афоризм «Красота — это концентрат истины», и, конечно же, безусловное право занять место в ряду выбранных Фредериком Листваном афоризмов имеет следующее высказывание Леонова, символически относящееся к 50-м годам нашей отечественной истории и свидетельствующее о неизменной значимости философической составляющей в его эстетике: «Человек нашего времени — тетрадь, исписанная памятью двадцати и более веков. Если бы не было Баха, Бетховена и Чайковского, не было их музыки, то сейчас гением был бы тот, кто написал всего несколько нот, несколько тактов».

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+443+1