ПЕСНИ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ
Александр Кошелев, Заслуженный путешественник России
Для чего предназначены конференц-залы академических институтов? Ясное дело для конференций! Ну, еще для заседаний ученого совета, собраний коллектива. А вот зал Института систем энергетики СО РАН многофункционален. Введенный одним из первых в Иркутском академгородке, выраставшем на пустыре за Кузьмихой, этот зал выполнял функции
местного кинотеатра для публики из поселков строителей Иркутской ГЭС. Потом он стал основной базой клуба «Минимакс», в нем даже играл симфонический оркестр ему не хватало места на сцене, приходилось убирать первый ряд кресел.
|
|
На этот раз зал наполнился любителями самодеятельной песни, где доминировали ветераны иркутского туризма. Повод презентация двух альбомов Глеба Агафонова. В альбомах, которые названы автором «У самого синего неба» и «У чистой речки» 43 песни ретро, которые пелись у костров, в походах, на вечерах Клуба самодеятельной песни (ему исполнилось 30 лет), фестивалях авторской песни (он проводится возле станции Дачная 25 лет) это, действительно, песни, связывающие поколения.
Первый альбом «Саянские снега» был презентован Глебом Владимировичем здесь же, в конференц-зале (а причина простая: Агафонов ветеран института, старший научный сотрудник) ровно пять лет назад, день в день. Нет, уже тогда это не было пробой пера со сцены точнее, голоса на семь струн это тоже был итог, тоже проверенные, избранные временем песни. А вот теперь дуплет двух альбомов такое, вообще говоря, бывает нечасто даже у именитых. Собственно, почему даже? Глеб Агафонов очень именитый: он не только «широко известен в узких туристско-альпинистских кругах», его уже давно принимают и обычные любители гитарного вокала в разных аудиториях.
В 1980-х годах во многом благодаря Глебу Агафонову бригада сотрудников института, объездившая и облетевшая чуть ли не все районы Иркутской области по линии всесоюзного общества «Знание», придумала и с большим успехом реализовывала новую форму выступлений перед жителями сельской глубинки и промышленных центров. Это была не просто лекция, а лекция-концерт: серьезные доклады на научные и политические темы разбавлялись выступлениями институтских гитаристов, где варьируемые циклы песен привязывались к темам и событиям. Эту привязку было делать нетрудно: в репертуаре Глеба уже тогда имелось явно за сотню песен (а теперь их, пожалуй, под тысячу).
На конференциях разного масштаба, включая международный, кандидат наук Агафонов днем выступает с докладами по проблемам угольной промышленности, а вечером заполняет культурную программу песнями под гитару, которая потом идет по рукам у гостей.
Среди авторов представленных в альбомах песенных текстов есть и известные поэты: Николай Рубцов, Юрий Левитанский, Иннокентий Анненский, Виктор Боков, а есть и такие, которых вообще установить не удалось. Полтора десятка стихотворных текстов положены на музыку лично Агафоновым, а песня «Друзьям, строителям БАМ» полностью его, Глеба: стихи и мелодия навеяны многими встречами со строителями магистрали, которые начались еще летом 1975 года, когда экспедиционный отряд энергетиков прошел от Байкала до Улькана, где шпалы и рельсы только еще намечались точками десантов.
Как говорилось на обсуждении альбомов, заслуга Глеба Агафонова в том, что он сохранил самодеятельную классику в первозданном виде, реставрировав мелодии, которые, проходя через цепочки исполнителей, постепенно «модернизировались» и в аранжировке, и в текстах. Как сказал Глеб Владимирович, он считает свои диски «отчетом о проделанной работе». Успех автора по праву разделяет его товарищ «по музыкальной связке» Александр Сага, явно гитарист номер один не только в Иркутске. Аккомпанируя певцу, аранжируя мелодии, записывая и сводя их в альбомы, он заставляет Глеба, привыкшего петь в вольном костровом! стиле доводить исполнение до концертной, сценической отточенности. Блестяще аккомпанируя Глебу на презентации их общего детища, Александр Сага выступил и с гитарным соло: его инструментальная пьеса со сложнейшими пассажами на уровне высшего струнного пилотажа, где на басовом фоне мелодия разливалась по всей октаве это вызвало восторг зала.
Долго не расходилась публика в этот вечер, который продолжился на лужайке под высоченными голубыми елями, сорок лет назад бережно доставленными с южного берега Байкала и высаженными у входа в институт: встреча друзей, воспоминания о походах по тайге и горам, где непременной спутницей была гитара. Каждый из них мог сказать: «Прошагал я с песней долгий путь большой». Ну, а самодеятельная песня, тиражированная на дисках и в книжных сборниках, уже вышла на концертную сцену как сибирская песня.
стр. 8
|