ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Среди изданий, вышедших к юбилею Сибирского отделения книга «Преемственность» талантливого журналиста и писателя Ролена Нотмана, который 29 августа встречает свое 75-летие. В ней повествуется о видных ученых Сибири и созданных ими академических научных школах основе развития науки.
Л. Юдина, «НВС»
«Любому человеку, занимающемуся наукой и достигшему в этом нелегком деле определенных успехов, очевидна роль школы, которую он прошел в своем становлении как личность, пишет в предисловии редактора академик Вячеслав Молодин. Огромная удача, когда учитель находит талантливого ученика (а иногда бывает и наоборот ученик находит учителя). Удача эта заключается не только в подготовке будущего талантливого ученого по большому счету продолжателя дела, чрезвычайно важен сам творческий симбиоз, зародившийся между лидером и его последователями. Именно такой творческий союз способен рождать новые идеи, а также, что не менее важно, выполнять огромную черновую рутинную работу, без которой не бывает научного открытия
»
Обо всем этом и ведет речь Ролен Нотман об основателях школ и подготовке ими научной смены, о научных достижениях коллективов, нравственных принципах.
«
Наука жива до тех пор, пока в ней живы научные школы. Крепость Сибирского отделения РАН как раз в том, что ему удалось их сохранить. Ученый, сформировавшийся в научной школе и впитавший ее традиции, требования, методы исследований, никогда не будет балластом в науке, говорит автор во вступительной главе.
Научная школа задает такой уровень исследований, который ведет к развитию, к новому, а не к повторению достигнутого
»
В беседах Р. Нотмана с героями откровенные высказывания на различные темы: наука и власть, наука и бизнес, наука и общество, школа и талант.
По традиции рассказ о крупных делах и событиях начинают «от печки», с первых дней, с «отцов-основателей». Представляя Новосибирский научный центр, автор, естественно, прежде всего сосредоточивает внимание на личности огромного масштаба академике Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, его научной школе и ее принципах, делах и достижениях Института гидродинамики, который «Дед» возглавлял. И, хотя в раскрытии образа организатора науки, выдающегося ученого и самобытного человека участвуют многие из тех, кто знал и ценил Михаила Алексеевича, первое слово предоставляется академику Льву Васильевичу Овсянникову, вслед за М. А. Лавреньтевым занявшему пост директора института и проработавшему в нем много лет.
«Научные школы как живые организмы. Они рождаются, расцветают, процветают, а потом постепенно вянут или заменяются другими научными школами. Формируется школа по обыкновению вокруг лидера, у которого есть авторитет, свежие идеи, то, что называется научным заделом. Словом, это должен быть крупный ученый и просто сильный человек
Михаил Алексеевич как раз и был таким
» Многогранность таланта академика Лаврентьева журналист и писатель Ролен Нотман подтверждает убедительными примерами в разных сферах деятельности.
Автор, посвятивший свое повествование исследованию роли научных школ, верно замечает: «Случается порой, что школа заканчивает свое существование с уходом из жизни ее лидера. Главное же достоинство Сибирского отделения РАН как раз и заключается в том, что СО сохранило научные школы, и они продолжают развиваться, несмотря на то, что обстоятельства не всегда этому благоприятствуют». А живут школы потому, что «остались ученики, не разрушены традиции, сохранилась память, не расстроилась и не исчезла аура того, кто научную школу основал и высоко поднял планку исследований и требований».
И дальше следует подробный рассказ о научных школах и их лидерах: академиках Николае Николаевиче Яненко, Андрее Михайловиче Будкере, Анатолии Васильевиче Ржанове, Сергее Алексеевиче Христиановиче, Владиславе Владиславовиче Воеводском, Николае Николаевиче Ворожцове, Георгии Константиновиче Борескове, каждый из которых воплощение лучших человеческих качеств, образец бесконечной преданности науке; ученых-генетиках Николае Петровиче Дубинине, Дмитрии Константиновиче Беляеве и многих других, которые отстояли и возродили преследуемую науку генетику.
Мощные, масштабные фигуры ученых-геологов академиков Андрея Алексеевича Трофимука, Владимира Степановича Соболева предстают на страницах книги во всем своем величии.
Понятно, что рассказать о всех научных школах в одном издании задача невыполнимая: слишком объемный получился бы труд. К примеру, если повести речь об экономистах, то даже в пределах одного Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения известно несколько знаменитых научных школ. Автор сосредоточил внимание на лидерах двух из них академиках Абеле Гезевиче Аганбегяне и Александре Григорьевиче Гранберге.
Повествование об археологах Р. Нотман начинает с академика Алексея Павловича Окладникова, основателя первоклассной, а в значительной степени и уникальной научной школы археологов Сибири, имеющей многочисленных учеников.
Первая половина книги «Преемственность», посвященная Новосибирскому научному центру о тех, кто создавал Сибирское отделение и чьи громкие имена известны в стране, мире, а также каждому «академгородковцу» и прошлых лет, и нынешних. Во второй части рассказ о научных центрах Сибирского отделения: Бурятском, Иркутском, Красноярском, Томском, Якутском. Институты, отделы, лаборатории и прочие солидные структуры в них возглавляют сегодня ученики, принадлежащие к историческим школам основателей Сибирского отделения, и ученики их учеников.
«Преемственность» продолжение жизнеописания видных ученых Сибири. Началом серии стала книга «Предназначение». Наверняка прочитать ее полезно каждому: в ней описано множество интересных фактов, событий, моментов. Причем, живо, непринужденно: беседы автора с учеными проходили, как правило, в форме круглых столов. Восстанавливать облик героев Р. Нотману помогали те, кто хорошо знал и знает этих людей в большинстве их ученики.
Фото В. Новикова и В. Бякина
стр. 14
|