Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2589) 25 января 2007 г.

ОН ПРИНЕС
СИМФОНИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
В НОВОСИБИРСК

В понедельник 22 января в Пекине на 83-м году жизни скончался Арнольд Михайлович КАЦ.

Иллюстрация

Месяц назад в сопровождении жены он отправился в Китай, где должен был дирижировать Пекинским симфоническим оркестром. После второй репетиции маэстро стало плохо. Его поместили в палату интенсивной терапии в одной из клиник Пекина. Врачи диагностировали инсульт. Он стал для Арнольда Каца вторым и последним.

Арнольд Кац — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, художественный руководитель Концертного духового оркестра и Ансамбля солистов «Новосибирская камерата», музыкальный руководитель Международного Рождественского фестиваля искусств, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, лауреат Государственной премии РФ, народный артист СССР, профессор, почетный житель Новосибирска.

Он родился в Баку в 1924 году. Учился в Ленинградской государственной консерватории как скрипач (1947-1949) и как дирижер (1947-1951). В годы Великой Отечественной войны был лейтенантом 38-й инженерно-саперной бригады 1-го Белорусского фронта. В 1951-52 годах преподавал в Ленинградской консерватории. 28 декабря 1955 года Министерство культуры РСФСР издает приказ № 782. Соответствующим ведомствам приказывалось «организовать с 1 января 1956 года при Новосибирской областной филармонии симфонический оркестр и возложить на него обслуживание трудящихся Сибири и Дальнего Востока».

Возглавлять оркестр было предложено Арнольду Кацу. «Тот, кто понимает, тому известно, какое это сложнейшее дело — организация оркестра! Я ни за что бы не взялся за эту адову работу, если бы не чувствовал в себе задатки «агитатора, горлана, главаря», — вспоминал маэстро. В начале карьеры он одновременно был главным дирижером, экономистом и администратором своего коллектива.

Арнольда Каца считают человеком, принесшим симфоническую музыку в Новосибирск. Созданный им академический оркестр уже много лет называют одной из визитных карточек российской культуры.

Отличительной стороной его стиля была «яростная непримиримость к техническим недостаткам». «Через академическую точность в деталировке мы пришли к собственной „модели“ оркестра», — отмечал Арнольд Кац.

«Мне кажется, что феномен Арнольда Михайловича Каца заключается как раз в том, что в его лице, в уникальной пропорции соединились воедино и Музыкант, и Руководитель оркестра», — отмечал главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев.

Сам дирижер утверждал, что быть руководителем для него — это значит «всегда переживать».

«Немногие понимают, что это такое. Приходится решать задачи, далекие от творчества. Квартиры, оклады, концертные залы… Но одно я знаю точно: чем выше личные принципы руководителя, дирижера, тем лучше оркестр», — заявил как-то Арнольд Кац в одном из интервью.

www.ngs.ru

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+404+1