Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2573) 28 сентября 2006 г.

НАСКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ
ДРЕВНИХ ТЮРОК АЛТАЯ

Посвящается 250-летию присоединения Алтая к России.

В. Кубарев, д.и.н., ИАЭт СО РАН

Политической основой, а также важным условием консолидации и культурного расцвета алтайских народностей в средневековую эпоху послужил могущественный Тюркский Каганат (552-745 гг.). По существу это крупное объединение племен было первой евразийской империей, границы которой простирались от Монголии до стран Восточной Европы и от Южной Сибири до Китая. На Алтае вокруг племени Ашина сложился союз местных племен, принявших название «тюрк». Этот термин имел первоначально только политическое значение. Сам этноним «тюрк» сохранился в течение многих веков, пережив историю народа, который им определялся, и стал обозначать обширную группу тюркских языков и народов, многие из которых не входили в состав тюркского каганата. Включение Алтая и его населения в состав огромной кочевой империи не только открыло доступ к сокровищнице духовных и материальных ценностей других народов, но и вызвало яркую творческую вспышку алтайского народа, внесшего свой замечательный вклад в мировую культуру. Одним из проявлений новой средневековой культуры являлось и наскальное искусство древних тюрок.

До недавнего времени средневековые и этнографические гравюры не привлекали должного внимания археологов. Вероятно, это было связано с отсутствием разработанной методики и опыта работы с граффити — рисунками, выполненными мелкими и тонкими прорезными линиями. А возможно и потому, что многие рисунки алтайских тюрок представляли собой мало заметные миниатюры, к тому же покрытые вековой патиной и заросшие мхом. Можно сказать, что время работало на археологов, скрыв от посторонних глаз настоящие произведения наскального искусства.

Иллюстрация
Удачная охота. Древнетюркская гравюра VII-VIII вв. Из петроглифов р. Чаганки, Алтай.

В горах Алтая, у древних тюрок — прямых предков алтайцев, наиболее распространенными и популярными были сцены охоты. Обычно изображался кульминационный момент, когда желанная добыча — смертельно раненый зверь — находился так близко, что до него можно было дотянуться рукой. В качестве типичного образца наскального искусства древних тюрок, приведем небольшую иллюстрацию, выполненную средневековым художником и найденную на скалах долины р. Чаганки (Кош-Агачский район). На стремительно скачущем коне — полная экспрессии фигура всадника, преследующего огромного снежного барана. Человек привстал на стременах и готов спустить тетиву, заряженную стрелой, но животное уже и так обречено — в теле у него застряло несколько стрел. Интересно, что у всадника показаны косы — традиционная прическа у народов Саяно-Алтая в древнетюркскую эпоху. На коне обозначено седло со стременами, грива, которая намечена тремя черточками, а на крупе имеется тавро. За спиной четко различимо налучье (футляр для лука), сбоку висит колчан для стрел. Эти этнографические детали могут послужить основанием для датировки, так как они аналогичны экипировке коней, погребенных в раннесредневековых курганах Алтая, датируемых учеными VII-VIII вв. В долинах рек Чаганки и Елангаша алтайские тюрки, очевидно, проживали длительное время, судя по многочисленным гравюрам, выполненным, несомненно, одаренными художниками.

В Чуйской высокогорной степи, на скалах одиночной горы Жалгыз-Тобе, находящейся рядом с Кош-Агачем, средневековый художник запечатлел редкую сцену преследования героем вражеского противника.

Иллюстрация
Средневековая драма. Закованный в броню степной рыцарь на коне преследует своего врага — пешего лучника. Гравюра VII-VIII вв. на скалах горы Жалгыз-Тобе, Алтай.

Кроме того, рисунки древних тюрок часто находят рядом с руническими текстами. Так в урочище Кургак недавно обнаружена очень интересная сцена охоты, которую сопровождает древнетюркская руническая надпись в одну строку (84 знака). Лаконичный сюжет передает финальную часть загонной охоты средневекового всадника на медведя и оленя. Впереди него бежит собака, загоняя зверей на пешего лучника, который готов спустить тетиву заряженного стрелой лука. Сцена необычна тем, что рисунки медведя и марала (обитателей тайги) найдены в полупустынной Чуйской степи, где они в настоящее время неизвестны.

В петроглифах выдающегося памятника наскального искусства Алтая — Калбак-Таш, расположенного у слияния рек Чуи и Катуни, выделяется яркая и своеобразная серия рисунков древнетюркского времени. В основном это опять те же сцены охоты на оленей, многочисленные знаки-тамги и рунические надписи. Но особенно интересен небольшой рисунок фантастического зверя. В нем легко угадывается образ Сенмурва (собаки-птицы) — символа плодородия иранской мифологии и одного из династийных гербов Сасанидов. На Алтае, да и в петроглифах Центральной Азии рисунок Сенмурва найден впервые. Пока можно только указать на очень отдаленную и единственную аналогию в наскальных рисунках Киргизии. Там, на местонахождении, известном под названием Жалтырак-Таш, есть изображения фантастических существ, подобных калбакташскому. Археологи сравнивают их со средневековыми изображениями драконов европейского искусства, находя, однако, значительное сходство и с образом Сенмурва.

Древняя традиция оставлять на рисунках и камнях лаконичные надписи, племенные и личные тамги позволяет судить о родственных связях и тесных культурных контактах народов Саяно-Алтая. В дальнейшем, эти ценные данные могут быть использованы в определении ареала тех или иных тамг, и в какой то мере, в уточнении территориальных границ средневековых государственных образований и, возможно, даже границ владений отдельных родо-племенных групп населения Алтая и Центральной Азии.

В средневековых рисунках долины р. Каракол, наряду с простыми бытовыми сценами, картинами войны, охоты и древнетюркскими религиозно-мифологическими сюжетами, встречаются зарисовки этнографического времени. Здесь, по мнению археологов, несомненно, присутствуют изображения на темы героического сказания о богатыре Алтай-Бучай и иллюстрации к героическому эпосу «Маадай-Кара», «Когутей» и «Солтон-Мергена». На скалах Бичикту-Бома и Кулады имеется также большое число повествовательных сцен о шаманских мистериях. Таким образом, наскальное искусство тюрок не исчезло бесследно, а воплотилось в новой форме народных рисунков алтайцев, отражающих недавнюю историю Алтая.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+389+1