НЕИЗВЕСТНАЯ...
Г.Лаевская, зав. выставочным залом Дома ученых
В коллекции картин Дома ученых новосибирского Академгородка
хранится много интересных произведений. Одно из них — "Портрет
неизвестной" работы неизвестного же автора. Анонимность
произведения не умаляет его художественной значимости.
Написанный
на фанере маслом, вернее всего — неоконченный, он, без
преувеличения, является жемчужиной нашей коллекции. Мы не
располагаем никакой информацией относительно этого портрета.
Известно только, что в момент открытия Дома ученых (1965 г.) на
призыв к музеям страны подарить какие-либо картины для его
украшения, откликнулся только Русский музей. Из его фондов в
адрес Дома ученых было отправлено несколько работ...
Не хочется обвинять в небрежности
музейных работников, мол, не разглядели шедевра... Можно только
констатировать, что ошибка (если она имела место) позволила нам
многие годы наслаждаться обществом этого портрета.
Последние годы портрет был в экспозиции Новосибирской
картинной галереи в разделе русского искусства начала XX века.
Надежды, что в стенах музея будет сделана атрибуция портрета
(установлены принадлежность к художественной школе, время
создания, личность портретируемой, а может быть и автора) не
оправдались, т.к. наступило время перемен, а вместе с ним
закончились и командировки, т.е. общение с музейными запасниками.
Недавно, готовясь к юбилею Дома ученых, мы вернули работу в
коллекцию. "Портрет неизвестной" получил достойное оформление —
прекрасную раму, органично обрамляющую нашу незнакомку. Сегодня
она висит в моем кабинете, ждет своего времени в юбилейной
экспозиции. Я каждый день с ней "общаюсь". Чем больше вглядываюсь
в лицо этой женщины — тем, кажется, больше ее узнаю, а, значит,
и что-то могу о ней рассказать. Конечно, она из русских
аристократок — это видно сразу по простой и в то же время
величавой позе. Прямо устремленный на зрителя взгляд говорит о ее
уме, образованности, непростом внутреннем мире. Красота ее, хоть
и яркая, кажется больше изысканной, на взыскательный утонченный
вкус. Черное платье с синим покрывалом выразительно оттеняет
прекрасной формы шею и плечи. Тонкая рука покоится на коленях.
Все внимание приковывается к лицу незнакомки — так
сдержанно-взволнованно оно написано художником. Кажется, что
кистью водила рука влюбленного человека. А модель, возможно,
отвечала ему взаимностью — столько трепетного внимания в ее
взгляде, готовности ответить...
Безусловным мне кажется одно — эта женщина являлась одной из
лучших представительниц своего времени и сегодня представляет нам
эталон неизменной классической женской привлекательности.
стр.
|