БЕЛОРУСЫ В СИБИРИ
В.Пронин, кандидат исторических наук, доцент НГТУ
Недавно из печати в рамках научно-технического сотрудничества
между Сибирским отделением РАН и Национальной Академией наук
Беларуси вышли два сборника научных статей "Белорусы в Сибири"
(Новосибирск, 2000. — Вып.1–2) под редакцией двух директоров
Институтов Истории — чл.-корр. В.Ламина и д.и.н. Н.Сташкевича.
Как сказано в Предисловии ответственных редакторов "стержнем темы
"Белорусы в Сибири", безусловно, является проблема конкретного
участия выходцев из Беларуси в присоединении и хозяйственном
освоении и культурном развитии Сибири в период 17–20 вв."
(Вып.1, с.7).
Тематически материалы сборников состоят из нескольких больших
блоков. Первый из них связан с участием выходцев из Великого
княжества Литовского в военных походах по присоединению сибирской
"землицы", строительстве городов и развитию хозяйства. Этой теме
посвящены статьи белорусского историка Р.Ф.Лещенко
"Белорусы-переселенцы в Сибири (конец 16–17 вв.)" и сибирских
ученых Д.Резуна и И.Соколовского ("О "литве" в Сибири 17 в.",
"Фамилия "литвинов" Бернадских в истории Сибири 17 в." и
"Некоторые источники формирования и численность "литвы" в Сибири
17 в"). На основе тщательного анализа источников авторам удалось
не только определить численность белорусов-"литвы" среди
сибирских служилых людей, но и дать интересные биографические
заметки об отдельных личностях, которые сумели вписать свое имя в
сибирскую историю. К этому же циклу принадлежит и статья
Т.Мамсик "Откуда мы родом..." о так называемых белорусских
"панцырных боярах", которые были переселены в Сибирь в конце
18 — первой половине 19 вв. Две работы Г.Бочановой рассказывают уже
о миграции и расселении белорусских переселенцев во второй
половине 19 — начале 20 вв., а также об их хозяйственной
деятельности. Оказывается, что развитие льноводства тесно связано
с белорусскими переселенцами, которые здесь в Сибири начали
развивать эту отрасль сельского хозяйства. Определенные трудности
возникают и при определении численности белорусской диаспоры в
Сибири. Несмотря на то, что конец 19 — начало 20 вв. неплохо
представлены различными статистическими материалами, тем не менее
даже в ходе Первой всеобщей переписи населения России 1897 г.
главными критериями для определения этнической принадлежности
являлись разговорный язык и вероисповедание, что уже вне
зависимости от желания ее организаторов привело к значительному
преувеличению доли русского населения и, наоборот, занижению доли
других народов, особенно белорусов и украинцев в Сибири.
Четыре работы связаны уже с историей Советского периода.
Белорусский историк Л.Лыч на материалах 1920-первой половины
1930-х гг. рассказывает о малоизвестных страницах из истории
национально-культурного строительства в БССР и белоруской
диаспоры в Сибири. Автор с удовлетворением рассматривает
прогрессивные мероприятия Советской власти, связанные с
"белоруссизацией", которые, однако, в первой половине 30-х гг.
сменились политикой борьбы с надуманным белорусским
"национализмом". Нельзя, конечно, оправдывать насильственную
культурно-языковую русификацию любого этноса, но в то же время
нельзя забывать и об объективном процессе ассимиляции малых
этносов и этнических групп, оказавшихся в русскоязычной среде,
который шел в повседневной жизни независимо от политики властей.
Статья М.Шиловского посвящена участию сибиряков в боевых
действиях на территории Белоруссии во время Великой Отечественной
войны 1941–1945 гг. Эта тема в последнее время слабо
присутствует на страницах научной печати, хотя значимость ее
очевидна, ибо боевое содружество русского и белорусского народов
имеет давнюю историю. Работа белорусского коллеги В.Новицкого
показывает как "могущество Сибири прирастало" Белоруссией — об
участии советской Белоруссии в создании и развитии
топливно-энергетического и транспортного комплексов Сибири в
1960–1980-е годы. На страницах второго сборника поднимается
новая тема и очень важная в плане научного содружества Сибири и
Белоруссии: в статье Н.Куперштох дается краткий биографический
очерк о выдающемся сибирском ученом академике Валентине
Николаевиче Пармоне, родом из Белоруссии.
Последний раздел представлен работами по этнографии и культуре
белорусских переселенцев в Сибири. Две статьи Е.Фурсовой на
материалах этнографических экспедиций по Приобью раскрывают
некоторые традиционно-бытовые особенности культуры переселенцев
из Белоруссии конца 19 — начала 20 вв. Автор показывает как
несмотря на различные обстоятельства белорусы все же смогли
сохранить культуру своей родины. Другой автор — Ф.Болонев,
наоборот, говорит о влиянии белорусско-украинских элементов в
духовной культуре русских "семейских" в Забайкалье. Новым
моментом для академической науки является публикация записей
текстов и нот белорусских песен сибирских белоруссов, записанных
руководителями фольклорного ансамбля "КрАсота" О. и А. Выхристюк.
Вышедшие книги интересны не только своим фактическим материалом,
но и новым своим подходом. В отличии от других работ, здесь в
центре внимания не столько история Сибири или Белоруссии, сколько
моменты взаимодействия двух славянских культур. При этом, речь
идет не столько вообще о России, а собственно о Сибири. Сегодня,
когда проблемы регионализма волнуют многих и являются важными
объектами федеральной политики, необходима тщательная
историческая проработка их, что и делают вышедшие книги. Можно
также заметить, что сборники "Белорусы в Сибири" — это своего
рода памятник нашему выдающемуся сибирской "Президенту"
Сибирского отделения РАН В.Коптюгу, так много сделавшего для
сибирской науки в очень непростой и сложный период ее истории.
стр.
|