Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2290) 26 января 2001 г.

К ЗАГАДКАМ "СЕВЕРНОГО СФИНКСА"

Петр Даниловцев

В 2001 году исполняется 60 лет с начала исследований в области мерзлотоведения в Якутии. О загадочном "северном сфинксе" -- вечной мерзлоте -- здешние люди знали давно -- еще в XIX веке. Стремление проникнуть в тайны вечной мерзлоты "подогревалось" развитием науки и техники.

Автор данной статьи Петр ДАНИЛОВЦЕВ более 20 лет проработал в Институте мерзлотоведения и хорошо знает его историю. Более того, он и сам принимал участие в его формировании -- ходил по "высоким" кабинетам, "выбивал" для строящегося института ресурсы, лимиты, единицы и т.д. Мы надеемся, что статья вызовет у читателей интерес -- ведь без прошлого нет будущего.

В Якутске сохранился колодец глубиной 116.4 метров, который долбили с 1828 по 1837 гг. в надежде найти чистую воду, но до воды они так и не добрались. Зато для науки он сослужил большую службу. В этом колодце, или как его называли потом -- шахте Шергина, в 1842--1845 гг. академик Миддендорф измерил температуру мерзлых пород и доказал всему миру, что вечная мерзлота не выдумка якутских чиновников, а существует реально, имеет большую мощность, широкое распространение и ее нужно изучать серьезно и основательно.

Царской России было не до далекой якутской окраины. Только весной 1941 года по инициативе основоположника отечественного мерзлотоведения профессора М.Сумгина в Якутске была создана мерзлотная станция и началось планомерное изучение вечной мерзлоты, которое продолжается и сегодня. Душой и организатором мерзлотной станции был молодой ученый и организатор науки Павел Иванович Мельников, прибывший сюда вместе с М.Сумгиным. Одним из первых достижений станции было решение проблемы водоснабжения Якутска. Буровая скважина прошла толщу мерзлых пород и вскрыла подземные воды на глубине 216 м. Оказывается, целых 100 м скованного морозом грунта отделяло в 1837 году Шергина от цели! Фронт исследований год от года расширялся. Маленькая станция превратилась в более крупное подразделение -- Северо-Восточное отделение Института мерзлотоведения им. В.А.Обручева АН СССР. Через 3 года после образования Сибирского отделения АН СССР в его структуре был создан Институт мерзлотоведения и его первым директором стал Павел Мельников.

За несколько лет построили целый научный городок, была создана достаточно работоспособная и быстро растущая база фундаментальных и прикладных исследований, развитая сеть периферийных подразделений: в северной Якутии (пп. Чернышевский и Черский), на севере Красноярского края (г. Игарка), в городах Норильске, Магадане, Чите и Алма-Ате. П.Мельников первым на Северо-Востоке организовал Спецсовет по защите докторских диссертаций по географическим, техническим и геолого-минералогическим специальностям и открыл в Якутском государственном университете кафедру мерзлотоведения и гидрогеологии для подготовки местной молодежи.

Вообще его кадровая политика отличалась продуманностью и целеустремленностью, в институт были приглашены специалисты-мерзлотоведы, большая группа талантливых выпускников центральных вузов страны.

Много прекрасных ученых (докторов и кандидатов) выросло в стенах Института мерзлотоведения. Некоторые яркие представители: Р.Каменский, В.Баловаев, Н.Анисимова, М.Гаврилова, В.Шепелев, Р.Чжан и другие плодотворно работают и сегодня. Так постепенно сформировалась якутская геокриологическая школа со своими принципами, ценностями, традициями -- откликаться делом на зов времени.

Мерзлотоведение в нашей стране развивалось быстрыми темпами, что диктовалось самим ходом развития народного хозяйства страны, когда в производство стали вовлекаться богатые природные ресурсы северных и восточных районов.

В Институте мерзлотоведения СО РАН ведутся фундаментальные и прикладные исследования по проблемам общего и инженерного мерзлотоведения. В целом, задачи мерзлотоведения, если сформулировать их кратко и доступно, заключаются во всестороннем изучении вечной мерзлоты как природного явления и в разработке теоретических основ для создания надежных и эффективных методов борьбы с ее вредным влиянием и методов использования ее полезных свойств там, где это может принести пользу народному хозяйству.

Здесь мне хочется привести интересные высказывания видных иностранных ученых о работах якутских мерзлотоведов (эти цитаты я храню более 30 лет).

"Я был принят директором Института мерзлотоведения и должен сказать, что если Якутия обладает золотом и алмазами, то не меньшее богатство представляют из себя научные возможности, которыми она располагает в изучении вечной мерзлоты". Директор Центра арктических исследований Сорбоннского университета (Франция) проф. Жан Ноэль Малори ("СоцЯкутия", 1968, 17 января).

"Мы убедились, что в Якутии идет более полное изучение проблем, связанных с мерзлотоведением, чем в Соединенных Штатах. У наших якутских друзей правильный подход к решению задач, стоящих перед народным хозяйством, высокопрактическое использование исследований в строительстве и местной промышленности". Директор Института географии Чехословацкой АН, проф. Я.Демек ("Молодежь Якутии", 1970, 18 апреля).

"Посещение вашего института и то, что мы увидели, заставило нас устыдиться того, что мы, канадцы, так мало внимания уделяем нашим северным землям и северным народам". Проф. Мэри Тюсон (Торонто, Канада). (Из книги отзывов.)

Я считаю, что добрые человеческие слова эти вполне заслужены моими земляками. Отец-основатель Института мерзлотоведения Павел Иванович Мельников за выдающийся вклад в науку был избран в 1981 году действительным членом Академии наук СССР и в 1984 году удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. А руководимый им в течение 40 лет институт, носящий теперь его имя, в 1969 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В истории мерзлотоведения институт сыграл огромную роль как крупный научный центр на Северо-Востоке страны. Долгое время он вообще являлся единственным не только в нашей стране, но и в мире.

Столетия люди не знали как строить каменные здания на вечной мерзлоте. Пятьдесят с лишним лет назад якутские мерзлотоведы предложили использовать сваи. Проведенные длительные исследования, эксперименты и расчеты подтверждали большую надежность и эффективность свайных конструкций фундаментов при строительстве даже на чистых подземных льдах. Этот метод строительства является основным в нашей стране и во многих странах мира. Теперь на сваях сооружаются дома в девять и более этажей. Созданы и новые конструкции фундаментов -- буронабивные сваи -- которые могут нести нагрузку примерно вдвое большую, чем обычные буроопускные.

Хочу еще раз вернуться к теме поиска подземных вод. В результате настойчивых поисков мерзлотоведов и гидрогеологов в Центральной Якутии был открыт в 40-х годах крупнейший артезианский бассейн площадью 1 млн кв. км. Уже много лет жители Якутска и других населенных пунктов пользуются его подземной водой. Институтом разработан эффективный метод эксплуатации подземных вод, исключающий возможность замерзания пресных напорных вод в трубах.

Крупный вклад ученых института в изучение подземных вод -- карта мерзлотногидрогеологического районирования Восточной Сибири. Эта работа не имеет аналогов в практике отечественного и зарубежного картографирования. Она охватывает огромную территорию площадью более 7 млн кв. км -- от долины Енисея до побережья Берингова моря. Карта позволяет решать вопросы рационального размещения строительства новых населенных пунктов, промышленных объектов, коммуникаций, водоснабжения, орошения, мелиорации; ею пользуются также при разработке природоохранных мероприятий в сложных условиях Восточной Сибири.

Фундаментальное значение для развития мерзлотоведения имеет теплофизическое направление. По материалам многолетних исследований здесь завершена большая и важная работа -- построена геотермическая модель Сибирской платформы и составлены карты внутриземного теплового потока, которые устанавливают тесную взаимосвязь теплового состояния земного шара и глубины промерзания горных пород с геологическими структурами и геодинамическими процессами.

Институт мерзлотоведения с полным основанием может считаться бесспорным лидером в изучении альпийской (высокогорной) мерзлоты. Здесь разработана концепция формирования и эволюции альпийской криолитозоны. На основе данной концепции ведутся исследования с китайскими мерзлотоведами на Тянь-Шане и получены интересные результаты.

Большое внимание в институте всегда уделяется инженерному мерзлотоведению, которое является мостом от науки к практике. Некоторые разработки этого направления внедряются в практику буквально "с листа". При прокладке первого якутского газопровода институт рекомендовал закладывать трубу в траншею, учитывая большую годовую амплитуду колебаний воздуха (102 градуса), а следовательно и весьма значительные линейные изменения труб, нарушающие их устойчивость. Но проектировщики с рекомендациями не согласились, тогда министр газовой промышленности предложил провести сравнительный эксперимент -- построить газопровод из двух вариантов: под землей и над землей. Эксплуатация газопровода показала надежность подземной прокладки, а надземная же оказалась более сложной и дорогой. После этого газопроводы строят у нас в основном под землей.

Институт принимал активное участие в геокриологических исследованиях для строительства алмазного центра -- г. Мирного, угольного центра -- г. Нерюнгри и всех трех очередей уникальной Вилюйской гидроэлектростанции и проектируемой заполярной Адыгинской ГЭС на вечной мерзлоте.

Во многих случаях экспедиционные исследования проводятся со значительным опережением. БАМ, к примеру, начал строиться в 1973 году, а институт начал свои работы еще в 1961 году. На всем протяжении БАМ проходит по районам сплошной вечной мерзлоты. Ее мощность в межгорных впадинах превышает 100 м, а в горах достигает 1000 и более метров. В межгорных впадинах отмечены скопления подземных льдов, характерно формирование наледей в долинах. В таких условиях даже при незначительных изменениях теплообмена на поверхности земли возникает угроза интенсивного развития термокарста, активизации наледообразования и мерзлотных склоновых процессов, а на застроенных территориях возможна деформация или даже разрушение возведенных объектов. По результатам проведенных исследований были составлены мерзлотная карта и описание этого обширного района. Институтом был дан научный прогноз изменений мерзлотных условий при хозяйственном освоении восточных участков БАМа. Результаты исследований оперативно использовались проектными организациями в технических и рабочих чертежах трассы, при ведении практических работ.

Крупная по значимости работа была осуществлена институтом в Западной Сибири. Совместно с одним из институтов Мингеологии было составлено и опубликовано в 1980 году "Временное руководство по защите ландшафтов при прокладке газопроводов на Крайнем Севере". В нем обобщены результаты многолетних исследований, проведенных несколькими организациями, дано описание комплекса мероприятий и средств, способствующих защите природной среды от разрушений при строительстве газопроводов. "Временное руководство" содержит также указания по выбору строительных площадок и биологической рекультивации нарушенных ландшафтов. Это, по существу, первый документ научного решения сложных вопросов охраны осваиваемых северных районов. Основные положения руководства были включены в директивные документы Министерства газовой промышленности СССР, что имеет важное значение для организации рационального природопользования на Крайнем Севере.

Несмотря на общие трудности, с которыми нынче сталкиваются все научные учреждения, институт живет и углубляет свои исследования. Активный и деятельный директор Института мерзлотоведения профессор Р.Каменский умело решает вопросы дополнительного финансирования и, пользуясь большим авторитетом у строителей, достраивает давно начатый дом для сотрудников. "Подкармливают" институт хоздоговора. Институту тяжело еще и потому, что ему приходится поддерживать в нормальном состоянии свой городок и его натуральное хозяйство. А это нелегкое бремя, особенно теперь. Но как сказал Р.Каменский в своем недавнем интервью ("НВС", 1999, август), он "с оптимизмом смотрит в будущее".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+33+1