«УПРАВЛЯЕМОСТЬ» ВМЕСТО ЭФФЕКТИВНОСТИ
О последствиях «дела ЮКОСа», поглощения ОАО «Роснефть»
«Газпромом» и продажи ОАО «Юганскнефтегаз» для нефтегазового
сектора России размышляет Валерий Крюков, доктор экономических
наук.
Дело «ЮКОСа», поглощение ОАО «Роснефть» компанией ОАО «Газпром»,
а также проведенный в декабре 2004 года аукцион (с предсказуемым
исходом) по продаже за долги дочерней компании «ЮКОСа» могут
иметь далеко идущие последствия как с точки зрения развития
нефтегазового сектора, так и экономики России в целом. Отмеченные
выше события, несомненно, являются отражением происходящей в
России централизации власти и усиления роли государства в
воздействии на экономические процессы.
Представляется, что анализ ситуации должен исходить из ответов на
такие вопросы:
Каковы причины в рамках нефтегазового сектора, которые могли
вызвать подобные процессы?
Каковы последствия централизации и усиления роли государства в
нефтегазовом секторе?
Существуют ли иные подходы к решению сложившихся проблем?
Первая группа причин вызвана неэффективностью сложившейся в 90-е
годы системы государственного регулирования деятельности
нефтегазовых компаний. 90-ые годы прошли в условиях доминирования
чрезвычайно либеральной модели развития и функционирования
нефтегазового сектора.
Во-первых, существенная степень свободы в определении подходов и
форм к добыче углеводородов. В самом начале реформ в России было
сформировано законодательство о недрах, ориентированное на
предоставление прав на пользование недрами, а не на их
рациональное использование (требования об обязательствах
компаний-недропользователей в данной сфере были сформулированы
весьма расплывчато и неопределенно). Только в 2002 году на
федеральном уровне было начато обсуждение правомерности
реализуемых нефтяными компаниями подходов по интенсификации
добычи углеводородов и формирование основ системы
государственного контроля за соблюдением условий лицензионных
соглашений.
Во-вторых, система налогообложения в нефтегазовом секторе с
самого начала преобразований была сориентирована не на
стимулирование освоения и разработки новых месторождений, а на
аккумулирование значительной части прибыли и доходов рентного
характера в государственном бюджете. В то же время ключевые
вопросы налогообложения обоснованность издержек
недропользователей и оценка ценности добываемых
углеводородов остались за пределами системы государственного регулирования
(только в 2002 году в расчет стали приниматься объективно
складывающиеся на внешнем рынке цены на нефть). В условиях
слабого государства преобразования в отмеченной выше форме
создали возможность получения нефтяными компаниями колоссальных
дополнительных доходов как за счет применения различных схем
«оптимизации» налогообложения, так и использования офшоров
(внешних и внутренних). Одной из наиболее активных компаний, с
точки зрения использования отмеченных выше слабостей государства
в собственных интересах, была компания ОАО «ЮКОС» (которая, к
тому же проводила активную деятельность по лоббированию
необходимых законов в органах законодательной власти).
Крупный бизнес на протяжении 90-х начала 2000 гг., безусловно,
играл доминирующую роль в формировании правил игры в нефтегазовом
секторе, ориентированных на защиту и укрепление своих интересов в
ущерб общегосударственным интересам. Одним из наиболее успешных
проектов крупного бизнеса стало проведение т.н. залоговых
аукционов, в результате которых был сформирован почти современный
облик нефтяного сектора.
Среди отличительных особенностей сформированного к началу 2000-ых
годов механизма регулирования нефтегазового сектора его
противоречивость и неопределенность. До сих пор не совсем ясно,
какая структура за что отвечает на федеральном уровне. Следует
констатировать как вполне очевидный факт, что в России за
истекшие годы не удалось сформировать эффективный и действенный
механизм регулирования в сфере недропользования. Поэтому, как
представляется, одна из целей укрепления позиций государства в
ОАО «Газпром» (за счет поглощения ОАО «Роснефть»), а также
покупка государственной компанией активов ОАО «Юганскнефтегаза»
является ответной реакцией на признание данного факта. Тем самым
президент и его окружение предполагают компенсировать усилением
государственного присутствия те колоссальные провалы в
регулировании сектора, которые позволили нефтегазовым компаниям
заниматься в 90-е годы практически свободной коммерческой
деятельностью в сфере добычи углеводородов (одним из лидеров
являлась компания ОАО «ЮКОС»).
Вторая группа причин вызвана определенными объективными
обстоятельствами нарастающей степенью зрелости старых
нефтегазовых провинций и необходимостью освоения и разработки
новых месторождений в новых (преимущественно неосвоенных)
районах. На протяжении 5-10 ближайших лет будут существенно
исчерпаны запасы основных нефтяных и газовых месторождений,
которые были введены в разработку еще в 70-80-ые годы. Основной
прирост добычи нефти в России в период, начиная с 1999 года, был
во многом обеспечен за счет применения новых технологий и новых
организационных решений (лидерами здесь были ОАО «ЮКОС» и ОАО
«Сибнефть») на ранее введенных в разработку месторождениях (одна
из причин высоких экономических показателей компании
«ЮКОС» приобретение на конкурсе в 1993 году крупнейшего Приобского
месторождения нефти, которое, к тому же расположено, в
непосредственной близости от уже разрабатываемых месторождений
нефти). Осуществление новых нефтегазовых проектов в новых районах
требует несоизмеримо больших финансовых ресурсов и интеграции
усилий многих нефтяных компаний как российских, так и
международных. Международный и межрегиональный статус подобных
проектов требует усиления роли и участия государства не только
как гаранта стабильности условий реализации проектов, но и как
гаранта возврата инвестируемых средств. К сожалению, за истекшие
15 лет опыта реализации таких новых проектов не накоплено.
Единственное исключение проекты освоения месторождений шельфа
о-ва Сахалин. Однако, данные проекты во многом носят локальный и
пилотный характер и никак не влияют решающим образом на изменение
ситуации в нефтегазовом секторе России. Для реализации новых
крупных проектов таких как Восточная Сибирь или месторождения
шельфа северных морей нужны крупные компании с огромным
производственным и финансовым потенциалом. Ни одна российская
компания в настоящее время таким потенциалом в отдельности не
обладает. В России таким потенциалом обладает только государство,
учитывая комплексный характер подобных проектов с точки зрения
решения социально-экономических и геополитических задач. Поэтому
необходимость мощных компаний, способных участвовать в реализации
подобных проектов, также может рассматриваться в качестве одной из
причин отмеченных в начале комментария преобразований.
Третья группа причин формирования крупных компаний с
государственным участием непосредственный контроль за
формированием существенной доли бюджетных доходов. На долю
формируемых компаний будет приходиться существенная доля
производимых в стране углеводородов 90 % природного газа и
свыше 20 % нефти (в нефтяном эквиваленте государство будет
напрямую контролировать как собственник производство свыше
60 % условных углеводородов). Не менее важно то, что государство
будет контролировать на стадии формирования существенную долю из
тех 50 % бюджетных поступлений, которые обеспечивает нефтегазовый
сектор (на долю подконтрольных государству структур будет
приходиться примерно 30 % всей суммы поступления в бюджет от
нефтегазового сектора). Тем самым государство обеспечивает себе
устойчивое поступление основной массы финансовых ресурсов в
государственный бюджет. Немаловажно и то, что переход отмеченных
выше активов в руки государства повышает его возможности с точки
зрения минимизации рисков оппортунистического поведения частных
компаний как в сфере добычи и реализации углеводородов, так и
в сфере управления финансовыми потоками, имеющими для России
первоочередное значение.
Каковы же последствия централизации и усиления роли государства в
нефтегазовом секторе с точки зрения возможной динамики его
экономической эффективности?
По мнению автора, возникает вполне реальная опасность того, что
подконтрольные государству компании не смогут обеспечить
требуемый рост эффективности, а лишь позволят повысить
«управляемость» нефтегазового сектора со стороны государства. И
ОАО «Газпром», и ОАО «Роснефть» значительно уступают с точки
зрения эффективности компании ОАО «ЮКОС» (даже без учета
активного использования в своих интересах просчетов и пробелов в
системе государственного регулирования нефтегазового сектора).
Поэтому один из возможных сценариев развития ситуации в
нефтегазовом секторе снижение его экономической эффективности
при повышении степени «управляемости» со стороны государства.
Навряд ли современные команды менеджеров ОАО «Газпром», а также
ОАО «Роснефть» в состоянии обеспечить придание нового импульса в
развитии за счет расширения применения новых технологических и, в
особенности, организационно-экономических инноваций. Наиболее
вероятный путь развития событий в рамках нефтегазового сектора
состоит в том, что рассматриваемые изменения не только не дадут
желаемого результата, но и будут служить препятствием для поисков
и реализации новых адекватных подходов в ответ на новые вызовы и
назревающие негативные тенденции. С экономической точки зрения,
прежде всего формирования предпринимательской и конкурентной
среды в нефтегазовом секторе, рассматриваемые события являются
несомненным шагом назад в процессе рыночно-ориентированных
преобразований в экономике России.
Позитивной стороной отмеченных выше преобразований (точнее, тем
позитивным фоном, который их сопровождал) стало усиление внимания
к вопросам технического регулирования, необходимости повышения
открытости и прозрачности ведения бизнеса, а также повышения его
социальной ответственности.
Однако отмеченные выше шаги вполне можно и целесообразно
осуществлять без столь драматических по своим последствиям
изменений в организационной структуре нефтегазового сектора и
связанным с фактической ликвидацией динамично развивающейся
компании (каковой к началу 2003 года, несомненно, стала компания
ОАО «ЮКОС»).
Об авторе: Крюков Валерий Анатольевич доктор экономических
наук, заведующий сектором экономических проблем развития
Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Института экономики и
организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН,
г. Новосибирск,
e-mail: kryukov@ieie.nsc.ru
стр. 10
|