Взаимодействие академической науки и высшего образования
в Республике Бурятия
Из выступления чл.-к. РАН И. ГОРДИЕНКО,
председателя Президиума Бурятского научного центра СО РАН.
Научно-образовательная структура Республики Бурятия представлена
четырьмя государственными вузами (БГУ, ВСГТУ, БГСХА, ВСГАКИ), 10
филиалами иногородних (Москва, Томск, Новосибирск и др. городов)
государственных вузов различных министерств Российской Федерации,
Бурятским научным центром СО РАН, Бурятским
научно-исследовательским институтом сельского хозяйства СО РАСХН
и рядом филиалов СО РАМН и отраслевых НИИ. Все это координируется
Научно-техническим советом, который возглавляет
президент-председатель Правительства РБ, доктор экономических
наук Л. Потапов, и Министерством образования и науки РБ.
На начало 2004 года общая численность работников, занятых научной
и научно-образовательной деятельностью в РБ, составила свыше 5500
человек, из которых 2140 человек непосредственно выполняют
научные исследования и разработки. Это почти в два раза больше по
сравнению с показателем 2001 года. Общая численность студентов в
вузах составляет около 30 тыс. человек. Подготовка кадров в
Республике ведется по 7 направлениям и 125 специальностям в вузах
Бурятии и по 18 специальностям в филиалах иногородних вузов.
В последние годы вузы Республики Бурятия открыли свои филиалы в
Республике Саха и Республике Тыва, в Иркутской и Читинской
областях, а также в Монголии. Подготовка специалистов в этих
филиалах ведется в основном по гуманитарно-социальному
направлению.
В последние годы Правительством РБ приняты постановления о
поддержке фундаментальной науки в Республике Бурятия. Учреждена
Государственная премия РБ в области науки и техники, студентам и
аспирантам вузов и БНЦ СО РАН ежегодно присуждаются стипендии
Президента РБ и именные выдающихся ученых: чл.-к. АН СССР
М. Мохосоева, чл.-корр. АН СССР А. Соктоева, профессоров
Ч. Цыдыпова, В. Найдакова, В. Филиппова и Д.Фролова. С 2000 года
существует конкурс грантов молодых ученых РБ в области
инновационных технологий и образования. Ежегодно при поддержке
Правительства РБ проводятся научные и научно-практические
конференции, симпозиумы, семинары различного уровня от
республиканских до международных. В последние годы создается
нормативно-правовая основа модернизации системы образования и
науки. В Республике приняты законы Республики Бурятия «Об
образовании», «О науке и научно-технической политике РБ»,
республиканская целевая программа «Развитие образования и науки
Республики Бурятия на 2004-2007 гг.». Правительством РБ
утверждена Концепция развития инновационной деятельности в
Республике Бурятия на 2005-2007 гг.
Новые подходы к интеграции высшего образования и фундаментальной
науки в РБ получили свое развитие только в связи с организацией и
открытием в 1995 году Бурятского государственного университета,
созданного на базе пединститута (основан в 1932 г.) и филиала НГУ
(который основан в 1992 г. в Улан-Удэ).
По мере становления университета, в 1997 году было заключено
соглашение с БНЦ СО РАН о взаимодействии в подготовке научных
кадров, создании совместных кафедр-лабораторий.
Научно-образовательный Институт экологии при БГУ, а также
химический и медицинский факультеты работают под руководством
ученых БНЦ СО РАН. БГУ и БНЦ СО РАН являются учредителями
Бурятского центра информатизации Байкальского региона.
В настоящее время свыше 100 научных сотрудников Центра являются
преподавателями БГУ, что составляет 20% от всего
профессорско-преподавательского состава университета.
Учеными БНЦ СО РАН подготовлен целый ряд учебных и
учебно-методических пособий, в том числе в электронной форме.
Разработаны специальные лекционные курсы, в основном, по
естественным наукам.
Выполняются совместные научные проекты с финансированием
БНЦ СО РАН и БГУ по программе «Интеграция фундаментальной науки и
высшего образования». Кроме того, в 2005 году будет продолжен
совместный региональный конкурс РФФИ-Байкал и РГНФ-Бурятия, с
долевым финансированием от РБ на 2,5 млн руб. В этих конкурсах,
наряду с учеными БНЦ СО РАН, принимают участие
профессорско-преподавательский состав и аспиранты вузов.
Взаимодействие с БГУ сыграло большую роль в подготовке молодых
научных кадров. Ежегодно в аспирантуру БНЦ СО РАН поступает
40-50 аспирантов, в основном из БГУ, многие из которых успешно
защищают кандидатские диссертации.
В РБ давно сложилась система непрерывного образования:
школа вуз аспирантура целевая аспирантура докторантура.
Наиболее активно эта система стала действовать после открытия БГУ
и участия в этом процессе ученых БНЦ СО РАН. Созданная нами в
70-е годы «Малая академия наук» в настоящее время стала центром
дополнительного образования для учеников 7-11 классов в
г.Улан-Удэ. Участие научных сотрудников в учебной деятельности
школьной академии определяет новые стандарты образования, создает
среду, восприимчивую к новой роли и значению инновационных
процессов. Большинство выпускников «Малой академии наук»
становятся студентами вузов, в том числе БГУ, а затем и
аспирантами, сотрудниками институтов БНЦ СО РАН.
Традицией для БНЦ СО РАН стало проведение ежегодных открытых
турниров по физике и математике для школьников старших классов. У
школьников Бурятии есть большой интерес к предметам
естественно-научного цикла. Поэтому БНЦ СО РАН и Министерство
образования и науки РБ в настоящее время ведут подготовительную
работу по созданию Улан-Удэнского филиала СУНЦ НГУ на базе Отдела
физических проблем и БГУ. Создание такой физматшколы будет
способствовать повышению качества и престижа фундаментального
образования в Республике Бурятия.
(В подготовке материалов
выступления участвовали:
к.ф.-м.н. А. Бадлуев, первый зам. министра
образования и науки Республики Бурятия
и чл.-корр. РАН И. Гордиенко,
председатель Президиума
Бурятского научного центра СО РАН)
стр. 5
|