РЕАЛЬНЫЙ ШАГ К ЭФФЕКТИВНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
Транссибирская магистраль, возведенная на рубеже XIX и XX веков,
придала мощный экономический импульс не только восточным регионам
России, но и всей стране. Удалось пробить «быструю транспортную
линию» через бескрайние сибирские просторы к Тихому океану, к
залежам богатейших полезных ископаемых. Одновременно была решена
важнейшая политическая задача, заключавшаяся в сохранении
целостности государства.
С. Павлова
Через столетие история повторяется. На первый план вновь выходят
актуальные транспортные проблемы, решение которых будет
гарантировать экономическое, а значит и политическое благополучие
России в ближайшей и отдаленной перспективе. В частности, речь
идет о создании надежного трансконтинентального коридора на
направлении «Восток-Запад» с разветвленной инфраструктурой
поддержки: из Японии, Китая, Кореи и Монголии в страны
Западной Европы. Столь глобальный проект, безусловно, потребует
серьезных финансовых вливаний, поэтому привлечение к нему
внимания инвесторов, особенно для вложений в Зауралье одна из
важнейших задач транспортного комплекса.
Именно эту цель преследовала II городская научно-практическая
конференция, состоявшаяся 21 октября в Сибирском государственном
университете путей сообщения. Договоренность о проведении таких
конференций была достигнута между Советом ректоров вузов и мэрией
Новосибирска после серии презентаций, проходивших в институтах
СО РАН в течение 2002-2003 годов. Первой стала июньская городская
общеотраслевая научно-практическая конференция. Тема второй «Проблемы
и перспективы развития транспортной инфраструктуры
региона». СГУПС не случайно был выбран местом проведения этого
форума. Как сказал заместитель мэра города Новосибирска директор
департамента промышленности, науки и технологий
А. Нестеров «университет путей сообщения ведущий в сибирском
регионе вуз, в котором накоплен могучий научный потенциал,
востребованный не только в нашей стране, но и за рубежом».
Участие в работе конференции приняли представители администрации
Новосибирской области, мэрии Новосибирска, аспиранты и студенты
вузов города, Конструкторско-технологического института научного
приборостроения СО РАН, компании «Экспресс-пригород».
Руководителям транспортных и промышленных предприятий,
потенциальным инвесторам были представлены наиболее перспективные
разработки вузовской науки для транспортной отрасли, обладающие
высокой степенью инвестиционной привлекательности. В первую
очередь речь шла о Новосибирске, являющемся крупнейшим
региональным центром, перспективы которого связываются с
мультимодальным транспортным узлом.
Особый интерес вызвал доклад ректора СГУПСа К. Комарова
«Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры
Новосибирска и Новосибирской области», обозначивший глобальность
решаемых проблем, в первую очередь связанных с железной дорогой.
Константин Леонидович рассказал о большом научно-техническом
потенциале, накопленном вузами Сибири, который пока недостаточно
эффективно используется в практической плоскости. Главная задача
руководителей всех уровней создать оптимальные условия для
выпуска качественной продукции, «включить зеленый свет» для
внедрения передовых технологий.
Участниками форума оживленно обсуждался вопрос о необходимости
обеспечения инкубирования малых предприятий. Положительным
примером может служить бизнес-инкубатор на базе Томского
политехнического института, где студенты под руководством опытных
преподавателей учатся продвигать свои идеи. В перспективе
подобную подготовку молодых специалистов разных профилей
(менеджер, экономист, маркетолог и т.д.) намечено организовать и
в Новосибирске. С точки зрения представителей администрации
Новосибирской области, близок к созданию таких бизнес-инкубаторов
СГУПС из-за реального, а не мнимого финансового потенциала,
обеспеченного научными разработками. По словам заместителя
вице-губернатора Б. Ивлева, «необходимы специалисты нового
поколения, которые бы досконально знали важнейшие элементы
рыночной экономики, а главное, могли продвигать свои
разработки
»
На конференции были проведены круглые столы: «Логистика и
информатика», «Социально-экономические проблемы транспорта»,
«Надежность и безопасность технических средств», «Управление и
мониторинг на транспорте». На одном из них заведующий кафедрой
инженерной геодезии СГУПСа Г. Тригубович отметил, что вопрос
транспортной безопасности в целом по стране и в Новосибирске, в
частности, стоит очень остро. Актуальной проблемой является
защита от терактов мостов, как наиболее уязвимых объектов. Ученые
СГУПСа плотно занимаются разработкой системы непрерывного их
мониторинга с помощью томографической системы.
Эта система многофункциональна: весь сканируемый автомобильный
поток раскладывается по группам транспортных средств. Она
позволяет получать «образ движущегося объекта», пересекающего
датчик. Определять не только марку транспортного средства, но и
даже узнать наличие у него «запаски», техническое состояние
В перспективе систему можно дорабатывать и на предмет определения
провозимых грузов. Однако уже сегодня она имеет высокую
разрешающую способность, может находить самое широкое применение,
в том числе использоваться службами безопасности.
В настоящее время готовится новая редакция национальной Программы
развития автомобильных дорог, и очень важно увязать все ее
аспекты, а особенно логистические. Идея мультимодального
транспортного узла, разработанная в свое время ректором СГУПСа К. Комаровым, на самом деле концептуально работает уже сейчас, хотя
с ее появлением было много споров в самых разных инстанциях.
Согласно этой оригинальной разработке, вся транспортная
инфраструктура, ее элементы должны быть органично увязаны. В этом
и заключается основная задача логистики довести груз из пункта
А в пункт Б с наименьшими затратами и за минимальное время.
Подробно эта тема обсуждалась на круглом столе «Логистика и
информатика», который проводил старший научный сотрудник СГУПСа В. Воробьев.
Необходимо отметить, что руководство области и города с
пониманием относятся к транспортно-логистическому комплексу,
признают их эффективность и необходимость. Именно поэтому в
программе развития Новосибирска предусмотрен пункт по созданию
транспортно-логистического комплекса, а для реализации этого
направления создана рабочая группа при мэрии под руководством К. Комарова. Основные ее моменты взяты за основу не только рабочей
группой, но и городским Департаментом экономики для решения
вопросов финансирования. Стратегия развития области была
представлена в докладе профессора СГУПСа В. Ткаченко
«Формирование опорной транспортной сети и сети
транспортно-логистических центров как двуединая задача развития
транспортной инфраструктуры региона».
Участники конференции выразили согласие с необходимостью развития
транспортно-логистических центров, привлечения для этого
заинтересованных организаций. Поддержали необходимость создания
на базе СГУПСа технологического транспортного парка,
студенческого бизнес-инкубатора.
Конференция явилась связующим мостом между наукой, разработчиками
технологий и предприятиями-заказчиками. Все желающие были
ознакомлены с новыми научными разработками для транспортной
отрасли, представленными в выставочном зале СГУПСа. Эти новинки
могут послужить надежной основой плодотворного сотрудничества
вузов и промышленных предприятий Новосибирска и Новосибирской
области. Состоявшийся форум реальный шаг в этом направлении.
стр. 7
|