Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 46 (2482) 19 ноября 2004 г.

РЕАЛЬНЫЙ ШАГ К ЭФФЕКТИВНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Транссибирская магистраль, возведенная на рубеже XIX и XX веков, придала мощный экономический импульс не только восточным регионам России, но и всей стране. Удалось пробить «быструю транспортную линию» через бескрайние сибирские просторы к Тихому океану, к залежам богатейших полезных ископаемых. Одновременно была решена важнейшая политическая задача, заключавшаяся в сохранении целостности государства.

С. Павлова

Через столетие история повторяется. На первый план вновь выходят актуальные транспортные проблемы, решение которых будет гарантировать экономическое, а значит и политическое благополучие России в ближайшей и отдаленной перспективе. В частности, речь идет о создании надежного трансконтинентального коридора на направлении «Восток-Запад» с разветвленной инфраструктурой поддержки: из Японии, Китая, Кореи и Монголии — в страны Западной Европы. Столь глобальный проект, безусловно, потребует серьезных финансовых вливаний, поэтому привлечение к нему внимания инвесторов, особенно для вложений в Зауралье — одна из важнейших задач транспортного комплекса.

Именно эту цель преследовала II городская научно-практическая конференция, состоявшаяся 21 октября в Сибирском государственном университете путей сообщения. Договоренность о проведении таких конференций была достигнута между Советом ректоров вузов и мэрией Новосибирска после серии презентаций, проходивших в институтах СО РАН в течение 2002-2003 годов. Первой стала июньская городская общеотраслевая научно-практическая конференция. Тема второй — «Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры региона». СГУПС не случайно был выбран местом проведения этого форума. Как сказал заместитель мэра города Новосибирска — директор департамента промышленности, науки и технологий А. Нестеров «университет путей сообщения — ведущий в сибирском регионе вуз, в котором накоплен могучий научный потенциал, востребованный не только в нашей стране, но и за рубежом».

Участие в работе конференции приняли представители администрации Новосибирской области, мэрии Новосибирска, аспиранты и студенты вузов города, Конструкторско-технологического института научного приборостроения СО РАН, компании «Экспресс-пригород». Руководителям транспортных и промышленных предприятий, потенциальным инвесторам были представлены наиболее перспективные разработки вузовской науки для транспортной отрасли, обладающие высокой степенью инвестиционной привлекательности. В первую очередь речь шла о Новосибирске, являющемся крупнейшим региональным центром, перспективы которого связываются с мультимодальным транспортным узлом.

Особый интерес вызвал доклад ректора СГУПСа  К. Комарова «Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры Новосибирска и Новосибирской области», обозначивший глобальность решаемых проблем, в первую очередь связанных с железной дорогой. Константин Леонидович рассказал о большом научно-техническом потенциале, накопленном вузами Сибири, который пока недостаточно эффективно используется в практической плоскости. Главная задача руководителей всех уровней — создать оптимальные условия для выпуска качественной продукции, «включить зеленый свет» для внедрения передовых технологий.

Участниками форума оживленно обсуждался вопрос о необходимости обеспечения инкубирования малых предприятий. Положительным примером может служить бизнес-инкубатор на базе Томского политехнического института, где студенты под руководством опытных преподавателей учатся продвигать свои идеи. В перспективе подобную подготовку молодых специалистов разных профилей (менеджер, экономист, маркетолог и т.д.) намечено организовать и в Новосибирске. С точки зрения представителей администрации Новосибирской области, близок к созданию таких бизнес-инкубаторов СГУПС — из-за реального, а не мнимого финансового потенциала, обеспеченного научными разработками. По словам заместителя вице-губернатора Б. Ивлева, «необходимы специалисты нового поколения, которые бы досконально знали важнейшие элементы рыночной экономики, а главное, могли продвигать свои разработки…»

На конференции были проведены круглые столы: «Логистика и информатика», «Социально-экономические проблемы транспорта», «Надежность и безопасность технических средств», «Управление и мониторинг на транспорте». На одном из них заведующий кафедрой инженерной геодезии СГУПСа  Г. Тригубович отметил, что вопрос транспортной безопасности в целом по стране и в Новосибирске, в частности, стоит очень остро. Актуальной проблемой является защита от терактов мостов, как наиболее уязвимых объектов. Ученые СГУПСа плотно занимаются разработкой системы непрерывного их мониторинга с помощью томографической системы.

Эта система многофункциональна: весь сканируемый автомобильный поток раскладывается по группам транспортных средств. Она позволяет получать «образ движущегося объекта», пересекающего датчик. Определять не только марку транспортного средства, но и даже узнать наличие у него «запаски», техническое состояние… В перспективе систему можно дорабатывать и на предмет определения провозимых грузов. Однако уже сегодня она имеет высокую разрешающую способность, может находить самое широкое применение, в том числе использоваться службами безопасности.

В настоящее время готовится новая редакция национальной Программы развития автомобильных дорог, и очень важно увязать все ее аспекты, а особенно — логистические. Идея мультимодального транспортного узла, разработанная в свое время ректором СГУПСа  К. Комаровым, на самом деле концептуально работает уже сейчас, хотя с ее появлением было много споров в самых разных инстанциях. Согласно этой оригинальной разработке, вся транспортная инфраструктура, ее элементы должны быть органично увязаны. В этом и заключается основная задача логистики — довести груз из пункта А в пункт Б с наименьшими затратами и за минимальное время. Подробно эта тема обсуждалась на круглом столе «Логистика и информатика», который проводил старший научный сотрудник СГУПСа  В. Воробьев.

Необходимо отметить, что руководство области и города с пониманием относятся к транспортно-логистическому комплексу, признают их эффективность и необходимость. Именно поэтому в программе развития Новосибирска предусмотрен пункт по созданию транспортно-логистического комплекса, а для реализации этого направления создана рабочая группа при мэрии под руководством К. Комарова. Основные ее моменты взяты за основу не только рабочей группой, но и городским Департаментом экономики — для решения вопросов финансирования. Стратегия развития области была представлена в докладе профессора СГУПСа  В. Ткаченко «Формирование опорной транспортной сети и сети транспортно-логистических центров как двуединая задача развития транспортной инфраструктуры региона».

Участники конференции выразили согласие с необходимостью развития транспортно-логистических центров, привлечения для этого заинтересованных организаций. Поддержали необходимость создания на базе СГУПСа технологического транспортного парка, студенческого бизнес-инкубатора.

Конференция явилась связующим мостом между наукой, разработчиками технологий и предприятиями-заказчиками. Все желающие были ознакомлены с новыми научными разработками для транспортной отрасли, представленными в выставочном зале СГУПСа. Эти новинки могут послужить надежной основой плодотворного сотрудничества вузов и промышленных предприятий Новосибирска и Новосибирской области. Состоявшийся форум — реальный шаг в этом направлении.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+312+1