ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ
В.Макарова, "НВС"
13 мая в Доме ученых СО РАН состоялись пленарные заседания
научно-практической конференции "Транспортная стратегия России".
Организаторы форума Министерство транспорта и Министерство
путей сообщения РФ, администрация Новосибирской области,
Сибирское отделение РАН. В работе приняли участие: губернатор
Новосибирской области В.Толоконский, полпред Президента России в
СФО Л.Драчевский, министр транспорта РФ С.Франк, первый
заместитель министра путей сообщения РФ В.Якунин, председатель
Государственного таможенного комитета РФ М.Ванин, председатель СО
РАН академик Н.Добрецов, депутаты Госдумы и Совета федерации РФ,
заместители глав администраций руководители департаментов
субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы транспорта,
научные сотрудники академических и отраслевых институтов,
образовательных учреждений, руководители предприятий и
организаций транспортного комплекса.
|
|
Место проведения конференции выбрано не случайно. Географическое
положение Новосибирска уникально: все кратчайшие сухопутные
дороги из Европы в Азию проходят через этот город. Опять же,
Новосибирск один из самых крупных комплексных транспортных
узлов в России. Кроме того, новосибирский губернатор
В.Толоконский руководитель рабочей группы Президиума Госсовета
РФ по вопросам стратегии развития транспортной системы России. По
его мнению, "на высшем уровне у руководства сегодня нет понимания
эффективного развития транспорта. Регламентирующих эту сферу
документов, таких, к примеру, как концепция государственной
транспортной политики, целевая программа "Модернизация
транспортной системы до 2010 году" и других недостаточно,
поскольку они не учитывают особенностей и скрытых резервов... Это
тактические документы, имеющие отраслевую направленность. В
качестве экономического обеспечения концепции можно рассматривать
различные формы привлечения средств, но на данном этапе
необходимы первичные инвестиции со стороны государства, поскольку
наличие развитой транспортной инфраструктуры это основа
экономического роста страны и гарантия привлечения инвесторов в
Россию".
Конференция задумывалась как научная дискуссия, отметил в
своем выступлении министр транспорта Российской Федерации
С.Франк, и в этом смысле она удалась. Даже пять лет назад
сложно было такой документ обсуждать и формулировать, поскольку
тогда еще невозможно было думать о стратегическом планировании.
Сейчас существует макроэкономическая стабильность в стране,
наметился рост, четко определены геополитические интересы
России... поэтому можно заглядывать в будущее с горизонтом
планирования в 25 лет. Впервые создаются реальные предпосылки,
чтобы к транспорту подходить функционально. Есть возможность
планировать стратегическое развитие исходя из того, что транспорт
-- это единая система. Об этом убедительно говорил академик
А.Гранберг, председатель Совета по изучению производительных сил
Министерства экономического развития РФ и РАН. Заслужила
поддержку идея Гранберга по усилению методологического раздела
стратегии.
Основные направления стратегии развития транспортной системы
Российской Федерации представил в своем докладе заместитель
министра транспорта РФ Б.Новосельцев.
Формирование единой транспортной системы страны предполагает
реформы железнодорожного, модернизацию автомобильного, развитие
воздушного и водного видов транспорта. Перспективы развития
транспортного комплекса неразрывно связаны с научными
разработками в этой области. Об этом говорили в своих
выступлениях ученые СО РАН чл.-к. РАН В.Фомин, ак. В.Кулешов,
чл.-к. Н.Воропай. Примеры конкретных инноваций показывают, что
они эффективны, экономичны, надежны. С помощью сибирской науки
есть возможность решить многие проблемы. В подтверждение тому во
время конференции была достигнута договоренность министра
транспорта РФ и председателя СО РАН о совместной работе по
проблемам транспортного баланса и математических моделей в
транспорте.
Создание единого транспортного пространства между
железнодорожниками, автомобилистами, речниками веление
времени. Транспортная система нуждается в модернизации, она
должна соответствовать современным задачам экономического
развития страны.
На конференции выступили около 20 докладчиков. Все они называли
аргументы в пользу необходимости принятия стратегии развития
транспорта России. Предлагались различные подходы к обновлению и
развитию транспортной системы, определялись пути разрешения
существующих проблем. Доклады были переданы организаторам форума
для опубликования.
После обобщения, изучения, анализа всех материалов рабочая группа
включит полученные предложения в подготавливаемый документ. А для
того, чтобы предложения были реализованы, необходимы совместные
усилия власти, бизнеса и науки, тесному взаимодействию которых
способствуют и такие встречи.
Фото В.Новикова.
стр. 1
|