Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2390) 1 февраля 2003 г.

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ: ОТ ГЛУБОКОЙ
ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

По существующей в Институте археологии и этнографии традиции, в конце декабря проходит большое предновогоднее заседание диссертационного совета. Не стал исключением и прошедший год. 23-25 декабря состоялись защиты двух диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук: Виктором Логвиным "Тургайский прогиб в эпоху мезолита — энеолита" и Кларой Басаевой "Семья и брак у бурят (втор. пол. XIX — нач. XX вв.)" и шести кандидатских: Е.Липниной "Мальтинское местонахождение палеолитических культур: современное состояние изученности и перспективы исследования", В.Курилова "Русский субэтнос Западной Сибири в середине XIX века: расселение и топонимия", Е.Алексеевой "Материальная культура эвенов Якутии, конец XIX — начало XX вв.", В.Бурнакова "Мир "невидимых" по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных представлениях XIX-XX вв.", И.Сальниковой "Костяные наконечники стрел из комплексов Западной Сибири. Проблемы классификации и моделирования", Б.Мышлявцева "Современная Тува: нормативная культура (конец XX — начало XXI вв.)".

Работы выполнены под руководством ведущих научных сотрудников института и известных исследователей из других центров: докторов наук Г.Медведева, И.Гемуева, Ю.Худякова, А.Гоголева, В.Бутанаева, на высоком научном уровне, но более подробно сегодня пойдет речь о двух из них.

В.Садыкова
"НВС"

Иллюстрация

Клара Доржиевна Басаева — одна из старейших этнографов Бурятии. Ее работа посвящена изучению истории семьи и семейно-брачных отношений у бурят как базы структуры бурятского общества во второй половине XIX — начале XX вв. К.Басаева впервые предприняла попытку комплексного изучения традиционной семьи бурят, провела всесторонний анализ широкого круга вопросов, важнейших в исследовании семьи и семейного быта, позволивший проследить эволюцию форм и норм семьи, брачных отношений и семейной обрядности бурят на достаточно широком хронологическом и пространственном диапазоне. Она исследовала разные этнотерриториальные группы бурят Предбайкалья и Забайкалья, выявила как их специфические локальные особенности, так и общебурятские черты. Особое внимание в каждом случае уделила выявлению причин, способствовавших трансформации тех или иных исследуемых явлений, формированию и внедрению в быт новых форм и черт, обусловленных реалиями жизни и превращающихся постепенно в устойчивые традиции. Научная и практическая значимость диссертации состоит в существенном восполнении пробела в изучении этнической истории культуры бурятского народа.

Венарий Бурнаков после окончания исторического факультета Томского государственного университета, где он с с 1-го курса занимался исследованием духовной культуры хакасов под руководством выдающегося этнографа, доктора исторических наук Галины Пелих, поступил в аспирантуру к ее ученику, Измаилу Гемуеву.

Мифы, помогающие народу жить

Иллюстрация

В аспирантуре Венарий продолжил разработку своей темы, проводил стационарные обследования в Хакасии, экспедиции в северных районах Горного Алтая. Носители традиционной культуры — это, в основном, жители глубинки, сельских районов. Занимаясь земледелием, скотоводством, промыслами, постоянно общаясь с природой и как бы являясь ее частью, они живут по ее законам и законам предков. Тема диссертации В.Бурнакова — "Мир "невидимых" по традиционным мировоззрениям хакасов".

После защиты диссертации наш корреспондент В.Михайлова задала новоиспеченному кандидату наук несколько вопросов.

— Венарий, у вас такая экзотическая тема диссертации, если можно, расскажите немного подробнее о своей работе.

— Мир невидимых — это мир духов, которые окружают, по архаичным представлениям хакасов, людей. Вселенная по вертикали делится как бы на три сферы: в верхней живут чаяны-небожители, в нижней — эрлик-хан со своей свитой, а также души умерших, а в средней живут люди и всевозможные духи, в том числе хозяева стихий — гор, воды, огня, определенных мест, жилищ, покровители животных, растений и др. Имеется и множество вредоносных духов, например, болезней, суицида — поончах и мусмал. Я занимался духами среднего мира.

Цель моей работы — выявление сохранившихся элементов традиционной культуры и анализ ее трансформации. Каким образом изменились традиционные представления в современных условиях, как и почему сохраняются архаические представления о духах? Например, горный дух таг-ээзи — хозяин горы жил и 100, и 200, и 500 лет назад. В представлениях хакасов он имеет облик обычного человека, только без бровей. Хакасы верят в то, что между обычными людьми и горными духами могут возникать брачные отношения. Многие женщины рассказывают, что у них имеются горные мужья, и наоборот, у мужчин есть горные жены. Они как бы получают от мифических супругов то, чего им недостает в реальной жизни. Горные супруги заботливы, они защищают, оказывают помощь, но в то же время горные духи — существа другой природы — инаковые. Они ничего не дают просто так. Что-то они дают, а что-то забирают. Женщины или мужчины, имеющие горных супругов, как правило, лишаются семейного счастья, хотя могут добиться успехов во многих сферах жизни. И все это, якобы благодаря "горным людям".

Время, современные реалии трансформировали представления о духах, приспособили их к современности, например, если раньше духи ездили на лошадях, то теперь они ездят на машинах. В их среде также существует социальное расслоение: есть простые духи, блатные, "крутые".

— В привычном для нас понимании, если человек общается с духами, считается, что у него проблемы с психикой. А в традиционном понимании хакасов — это норма?

— Да, там все это укладывается в норму. Причем, часто традиции как бы смягчают реальность. Например, взять такую деликатную проблему, как появление внебрачного ребенка. Женщина может сказать, что ребенок у нее от горного мужа, и это объяснение несколько смягчает ситуацию, защищает ее.

— Но ведь хакасы — крещеные... Как у них совмещается христианство и язычество, или это уже не вера, а часть культуры?

— Произошел синкретизм, то, что обычно бывает, когда в религиозно-мифологическую систему вторгается другая культура, в данном случае русская. Она, конечно, оказала влияние, но то, что для этой автохтонной, хакасской культуры оказалось приемлемо, она позаимствовала, адаптировала, а то, что было чуждо, отторгла. Хакасы и в Христа верят, и в духов. И это не является для них противоречием.

— А каков возраст носителей традиционной культуры? Обычно это люди пожилые...

— В последнее время и среди молодых тоже активизировался интерес к традиционным представлениям, культам, обрядам. Среди молодежи это весьма распространено. Собирая материалы, я проводил опрос среди всех возрастных категорий, включая детей.

— А как у детей сочетаются знания, которые им дают в школе, и традиционные толкования явлений?

— Обычно они не вступают в противоречие, а как бы дополняют друг друга. Существует ведь много природных феноменов, явлений, которые наука не может объяснить. А в традиционных толкованиях люди находят объяснения, и это их успокаивает.

— В Хакасии говорят на родном языке?

— Это одна из актуальнейших проблем в настоящее время. В процентном отношении хакасы в своей республике среди других народностей составляют, по переписи 1989 года, 11 процентов. И только в трех районах, Аскизском, Таштыпском и Ширинском, где компактно проживают хакасы, сохранилась традиционная культура и можно услышать хакасскую речь. В других районах население уже практически ассимилировалось и потеряло знание языка.

— Вы проводили исследования и на севере Горного Алтая... У двух этих народов много общих традиций?

— Северный Алтай — это приграничная с Хакасией территория. Я был в селе Курмач-Байгол, там проживают, в основном, челканцы — одна из этнических групп северных алтайцев. Из села видны горы Хакасии. Многие алтайцы издавна ездят в верховья Абакана на лечебные радоновые источники, на охоту и промыслы. Там места богатейшие. На протяжении долгого времени происходил культурный обмен и общение между народами. У них довольно близкие этногенетические связи, так же, как и с другим тюркским народом — шорцами.

— К какому выводу вы пришли, закончив свое исследование?

— Традиционные представления хакасов сохраняются и в настоящее время, они очень устойчивы, причем, многие представления, особенно о духах-хозяевах стихий, архетипичны, общие для тюрков южной Сибири. Хотя, безусловно, имеются и свои, локальные отличия. Надо отметить, однако, что идет постоянный процесс трансформации этих представлений, осовременивание. Для хакасов это не просто сказки, эти мифологические представления несут в себе определененную компенсаторную нагрузку, компенсируют то, чего не хватает человеку в жизни, коммуникативную функцию, адаптивную, интеграционную, помогая людям в общении, выживании, т.е. все они имеют под собой основу — народную мудрость и национальную почву. Народ не забывает то, что помогает ему выживать.

— Венарий, а после защиты кандидатской диссертации, чем вы планируете заняться?

— Я хочу продолжить исследование и расширить ареал, заниматься не только хакасами, но и алтайцами, тувинцами, якутами — народами, имеющими общие этнические корни.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+234+1