СТАЛИНА В НАРЫМ?
В Томске случился конфуз... из-за товарища Сталина. Как стало
известно, глава администрации Парабельского района Николай
Кобелев посетил отделение Союза художников, чтобы сделать заказ
на памятник "Молодой Сталин, сидящий на скамейке".
Виктор Нилов
Томск
Районный руководитель в телефонном разговоре с журналисткой
Т.Весниной назвал это стремлением к торжеству исторической
справедливости: Иосиф Сталин самая яркая фигура Нарымского
края. Его скульптура украсит территорию Нарымского краеведческого
музея и подтянет в край богатых туристов.
Говорят, что часть местных жителей была возмущена, когда бюст
Сталина, уцелевший при снятии его пятиметрового гипсового
памятника в Нарыме во время хрущевской "оттепели" и выставленный
в зале музея, был затем убран подальше с глаз долой. Поскольку
нынче ходят с портретами бывшего вождя на демонстрациях и в
Москве, и в Томске, то томские газеты поставили вопрос нужно
ли ставить памятнику Сталину в поселке Нарым? А спустя несколько
дней, то ли в ответ, то ли случайное совпадение, были намалеваны
фашистские свастики на памятнике жертвам сталинских репрессий в
Томске.
В ответных письмах читателей голоса "за" и "против" разделились.
А мне в разговорах большинство говорит: "Пусть ставят, не путайся
под ногами! Может, Нарыму хоть это поможет". Странный мы народ,
томичи. Страшно обижаемся, если инспекторы из мегацентра
страны-головастика называют наш город "большой деревней в одну
улицу с шестью университетами", и в то же время не боимся стать
большим лагерем без трелей пионерских горнов и права переписки.
Гипсовый бюст в Нарымский музей давно вернули, и он служит сейчас
рубежом между ссылкой дореволюционной, когда Сталина в Сибирь
ссылали, и советской, когда ссылал он сам. Собственно говоря,
ничто более убедительно, чем этот бюст, о 41-дневном пребывании
Сталина в ссылке в Нарыме и не поведает. И на мой вопрос о
памятнике первый вице-губернатор Томской области Владимир Жидких
ответил коротко: "Историю надо хранить, но сталинского бюста в
музейной экспозиции вполне достаточно". Директор областного
краеведческого музея Эдуард Черняк пояснил, что идея Кобелева о
памятнике Сталину поддержки не получила, просто имел место
совместный поиск "изюминки" для музейного комплекса.
Надо, однако, иметь изощренный ум, чтобы усадить Кобу, недавнего
боевика, созерцателем на скамейку в Нарыме! Нынешняя попытка
поправить экономику района с помощью имени Сталина и толп
туристов не нова. Но все, что дала первая, в конце сороковых
годов, это всего лишь два произведения ваяния и зодчества:
новое здание музея и величественный памятник Сталину в Нарыме.
Узнав о младосталинской скульптурной композиции и свежей
свастике, томский скульптор Леонтий Усов, от политики в своем
творчестве далекий, передал в дар местному музею политических
репрессий свою скульптуру "Колпашевский Яр. Распятый и
четвертованный". Скульптура появилась в начале девяностых, когда
достоянием гласности стали трагические события 1 мая 1979 года в
том же бывшем Нарымском крае, в городе Колпашево: вешние воды
размыли крутой берег Оби, и обнажилось тайное массовое
захоронение расстрелянных без суда и следствия в тридцатых годах.
Вместо того чтобы поплакать над останками и перезахоронить,
власти распорядились уничтожить их, разбив винтами катеров.
Прослышав об акции скульптора, бывший узник Нарымского края
Николай Карюгин выразил ему благодарность за скульптуру и акцию.
Ведь потом и кровью спецпоселенцев, сказал он, под чутким
руководством товарища Сталина обильно полита многострадальная
томская земля.
Конечно, новые "сталинские" намерения не чета планам полувековой
давности. Областное общество "Мемориал" называет эти намерения
благоглупостью и глумлением над памятью сотен тысяч людей,
сосланных и погибших в сталинскую эпоху в Нарымском крае. В
Парабельском районе память о репрессированных до сих пор не
увековечена. Сопредседатель общества Борис Тренин нарисованные
свастики не считает обязательной реакцией на "антисталинские"
выступления прессы, но и не исключает этого. Памятник
репрессированным, установленный в далеком уже 89-м году, стал в
Томске главным раздражителем для всех противников демократии. К
тому же в октябре 91-го закон о реабилитации жертв политических
репрессий осудил практику гостеррора, назвав ее "несовместимой с
идей права и справедливости". Ставить сейчас памятники Сталину,
символу репрессий, тем самым реабилитируя его, все равно что
жить и действовать вне правового поля этого закона.
Уместно привести здесь мнение доктора исторических наук Сергея
Красильникова из Новосибирска. Поднимать вопрос о постановке
памятника Сталину в Нарыме не только антиисторично, но и просто
аморально. По своей абсурдности это можно было бы сопоставить
только с идеей установить на месте гибели царской семьи памятник
Свердлову, санкционировавшему расстрел, и Юровскому, исполнителю
этой директивы.
Между тем из продолжающих появляться в СМИ пояснений
парабельского главы Н.Кобелева вытекает, что поддержку своим
"сталинским" намерениям в кабинетах областной власти он все-таки
получил. Нашли там, выходит "изюминку"? Трудно сказать, чего во
всем этого больше: некомпетентности, ностальгии, политики? Скорее
всего неуемного желания поправить экономику района за счет
развития туризма любой ценой. Попытки будут продолжаться, пока
экономика не пойдет на подъем.
Ну, а злые томские языки нашли иную "изюминку", нарисовав сцену
из театра абсурда. В красном углу Нарымского музея стоят рядом
две скульптуры "Молодой Сталин, устремленный в будущее, на
скамейке" и усовский "Распятый и четвертованный". Перед
скульптурами, полукругом коленопреклоненные томичи.
Поклоняются в одном храме диктатору и его жертвам. А чуть поодаль
стоят и созерцают всю эту абсурдную сцену изумленные интуристы со
слезами на глазах.
стр.
|