НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ
Как улучшить жизнь миллионного города и его большого хозяйства, в
том числе коммунального? Специалисты Института горного дела СО
РАН отвечают, что для этого необходимы новые технологии, которые
используют на земле и под землей.
По заказам мэрии Новосибирска работают многие лаборатории
академического института, но разработки и технологии горняков
используются и далеко за пределами нашего города.
Пожалуй, самый яркий пример результаты работы научных
сотрудников и инженеров, причисляющих себя к научной школе,
рождение и становление которой обязано лауреату Ленинской премии,
заслуженному изобретателю России, доктору технических наук Борису
Васильевичу Суднишникову. Основное научное направление этой школы
- исследование динамических процессов в пневматических машинах
ударного действия и создание на этой базе новых технологий.
Наш корр.
Одним из результатов явилось создание известной технологии
бестраншейной замены канализационных трубопроводов. Ежегодно в
России вскрываются сотни и тысячи километров подземных
трубопроводов для ремонта и реконструкции. Мы все знаем, что это
означает глубокие траншеи, транспорт, идущий в объезд,
разрытые тротуары и дворы, непролазная грязь и другие прелести,
не говоря уже об огромных денежных затратах. Новая технология
исключает эти неприятности. Работы ведутся из действующих
канализационных колодцев. Комплект оборудования, основу которого
составляет специальный пневматический молот с разрушающими
насадками, позволяет разрушить прямо на месте старую
канализационную трубу, втромбовать обломки в грунт и в
образовавшуюся полость затянуть новую пластмассовую трубу,
наращиваемую по мере необходимости. При этом стоимость замены
трубопровода снижается в 1,5-2,0 раза.
Старший научный сотрудник института, генеральный директор НПК
"Комбест" В.Григоращенко напомнил, что еще в 1992 году утверждена
государственная инновационная программа "Новое поколение
технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных
инженерных сетей". Для выполнения программы силами Института
горного дела, Омского аэрокосмического объединения "Полет" и ряда
других организаций была образована научно-производственная
компания "Комбест", взявшая на себя функции головного
координатора по разработкам и широкому внедрению новых технологий
и оборудования, изготовленных опытным производством ИГД и АО
"Сиблитмаш". Комплекты используются горводоканалами Москвы,
С.-Петербурга, Новосибирска, Омска, Барнаула, Новоуральска,
Кемерова, Казани и других городов. Только за 1997 год заменено
более 60 км старых трубопроводов. Среди уникальных работ
замена канализации при реконструкции территории Московского
Кремля.
В Новосибирске, в том числе на территории Академгородка, за
прошедшее время переложено около 3 км трубопроводов, при этом
сэкономлено для города более 3 млрд руб. На 1998 г. планируется
дальнейшее расширение области и объемов внедрения. АО "Сиблитмаш"
планирует выпуск 60 комплектов. Они будут направлены в Москву,
Краснодар, Магнитогорск, Тюмень, Иваново и другие города.
Опытно-конструкторские разработки по расширению возможностей
бестраншейной технологии продолжаются.
Заведующий лабораторией импульсных машин В.Лабутин рассказал о
сотрудничестве с Новосибирским Горводоканалом, где используются
навесные пневмомолоты, разработанные в институте. Эти агрегаты
оказывают неоценимую помощь в городском хозяйстве, особенно в
случаях аварийного ремонта водоснабжения, когда при порыве
водопроводных труб необходимо в срочном порядке вскрыть твердое
дорожное покрытие асфальт, бетон, мерзлый грунт. Хорошо
зарекомендовали себя при производстве таких работ навесные
пневмомолоты ПН1300, которые применяются в качестве сменного
рабочего оборудования к гидравлическим строительным экскаваторам.
В последнее время институтом разработана новая, более совершенная
конструкция молота ПН 1,4/10. В этой машине оригинальная, более
экономичная воздухораспределительная система, отличающаяся от
существующих тем, что обратный ход поршня-ударника осуществляется
в основном за счет более глубокого расширения отработанного
энергоносителя (сжатого воздуха), что дает возможность снизить
его удельный расход по сравнению с существующими пневмомолотами в
1,2-1,5 раза. При практически одинаковой мощности молотов
ПН13000 и ПН 1,4/10 эксплуатационный расход сжатого воздуха
нового молота доведен до номинальной производительности широко
применяемого в практике компрессора, составляющей 10 куб. м/мин.,
что позволяет отказаться от дополнительного ресивера,
использующегося при эксплуатации пневмомолота ПН1300.
Простота конструкции нового молота и особенно отсутствие
воздушных каналов в его стволе существенно упрощает технологию
изготовления, снижая при этом общую стоимость пневмомолота.
Предварительные результаты промышленной эксплуатации пневмомолота
ПН 1,4/10, проводимой с 1997 года на объектах Новосибирского
Горводоканала, свидетельствуют в целом о его более высоких
эксплуатационных качествах по сравнению с молотом ПН1300.
Напомним, что и строительство метро не обходится без участия
горняков. В свое время была составлена программа
исследовательских работ, утвержденная, по словам доктора наук
Н.Петрова, мэрией Новосибирска и Сибирским отделением РАН
исследования в интересах снижения стоимости строительства и
повышения экономичности эксплуатации вентиляционных систем
Новосибирского метрополитена.
Проведен анализ воздухораспределения и пульсаций давления воздуха
при движении поездов на одном из перегонов метрополитена (ст.
"Октябрьская" ст. "Речной вокзал"). Выполнен расчет
воздухораспределения на типовом перегоне при нормальном и
реверсивном режимах проветривания. Показано, что в течение суток
для снижения энергопотребления количество воздуха нужно изменить
в 2,5-3 раза, поэтому необходимо вентиляционные системы
метрополитенов оснащать регулируемыми на ходу осевыми
вентиляторами.
Еще в восьмидесятые годы институт совместно с СКБ ГИТ СО РАН
создали экспериментальный и опытно-промышленный образцы
регулируемых на ходу осевых вентиляторов, которые прошли успешные
испытания и до сих пор находятся в эксплуатации в
опытно-промышленной камере пикета N 98 на первой очереди
Новосибирского метрополитена.
По результатам выполненных работ совместно с метрополитеном
разработана новая система вентиляции, защищенная авторским
свидетельством на изобретение, реализация которой позволит в
1,5-2 раза сократить стоимость вентиляционных сооружений (на
0,5-1,0 млрд руб. на один перегон, в ценах 1997 г.) и
потребление электроэнергии на стадии эксплуатации.
Реализация новой системы вентиляции особенно актуальна в условиях
строящихся метрополитенов Сибири.
На основе выполненных работ по заказу дирекции строительства
метрополитена (Муниципальное предприятие УЗСПТС) с привлечением
специализированных организаций (ОАО "Артемовский машзавод", ТОО
"Горняк", ОАО "Новосибирскметропроект" и др.) разработана и
создана опытно-промышленная партия регулируемых и реверсируемых
на ходу осевых вентиляторных агрегатов, которые совместно с
микропроцессорными системами управления прошли испытания на
специальном стенде, созданном институтом совместно с
Новосибирским метрополитеном в институтском стендовом корпусе,
известном под названием "Зеленая горка".
Опытная партия из четырех машин подготовлена для строящегося
пускового комплекса второй очереди Новосибирского метрополитена.
На снимках:
- В.Григоращенко генеральный директор НПК "Комбест";
- специальное оборудование для бестраншейной замены
канализационных трубопроводов; установка пневмомолота в колодец;
замена канализационного трубопровода по ул. Серебренниковской (г.Новосибирск);
- гидравлический экскаватор с навесным пневмомолотом ПН 1,4/10 в
процессе работы по разрушению асфальтного покрытия на ул.
Немировича-Данченко (2 декабря 1997 г.);
- новые вентиляторные агрегаты на испытательном стенде ИГД СО
РАН.
Фото В. Новикова и из архива ИГД СО РАН.
стр.
|