Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48 (2234) 10 декабря 1999 г.

ПО СТРАНИЦАМ ЮБИЛЕЙНОГО НОМЕРА
ЖУРНАЛА "ТЕПЛОФИЗИКА И АЭРОМЕХАНИКА"

Второй (июньский) выпуск журнала "ТиА" был посвящен 275-летию Российской академии наук. Основу его составили статьи ведущих сотрудников ряда институтов СО РАН. А открывался этот номер обзором академика А.Леонтьева "Вклад отечественных ученых в теорию теплообмена".

Ниже приведен отрывок из этой статьи, рассказывающий о нашем земляке.

"Основным стимулом исследований в области теории теплообмена с середины XIX столетия послужило интенсивное развитие теплотехники. Первые паровые машины появились в начале XVIII века (Ньюкомен, Севери, Поппен), однако наиболее интенсивное развитие паровых машин началось после Д.Уатта, который разделил процессы парообразования, совершения работы и конденсации, что сделало эту машину универсальной и экономичной.

Первая отечественная двухцилиндровая паровая машина непрерывного действия была спроектирована и построена в городе Барнауле выдающимся русским мастером Иваном Ивановичем Ползуновым (1728--1766 гг.) практически одновременно с Д.Уаттом в 1765 г. Вся жизнь Ползунова является примером подвижничества и бескорыстного патриотического служения Отечеству. Именно к таким людям относятся слова А.Чехова: "Подвижники нужны как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают".

И.Ползунов родился на Урале, учился в "арифметической" школе, являвшейся технической школой, которая готовила горнозаводских технологов на достаточно высоком уровне. В школе преподавались математика, химия, механика, горное дело, гидротехника, черчение и пр. В 1742 г. Ползунов как хорошо успевающий ученик был взят в качестве "механического ученика" на Екатеринбургский завод, а в 1748 году назначен на Барнаульский завод на должность гитеншрейбера. По-видимому, там Ползунов познакомился с книгой П.Шлаттера "Обстоятельное наставление по рудному делу...", где нашел схему пароатмосферной машины Ньюкомена.

В 1763 г. И.Ползунов подготовил проект "огнедействующей машины" и подал его вместе с обстоятельной объяснительной запиской начальнику Колывано-Воскресенских заводов. Проект был поддержан и направлен в Петербург в правительственный кабинет, а затем представлен Екатерине II, которая активно поддержала планы молодого изобретателя. Ползунов был повышен в звании, и ему было пожаловано денежное вознаграждение.

К сожалению, об этом выдающемся соотечественнике сохранилось не так много фактических материалов, но даже из того, что имеется, следует: И.Ползунов был высокограмотный и образованный для своего времени человек, в чем нетрудно убедиться, прочитав его докладную записку по огнедействующей машине. Так, в разделе о теплоте И.Ползунов исключительно квалифицированно излагает существующие в то время воззрения на природу теплоты, отмечает разногласия между теорией теплорода и молекулярно-кинетической теорией и приходит к справедливому выводу, что "...ожидать тех пор, пока откроется правда, не нужно". Он подчеркивал, что "...теория, а особливо в воздушных и огненных делах, бывает многим слабее практики". Интересно отметить, что Ползунов для изучения механизма выделения пара из кипящей воды проводил специальные наблюдения и пришел к выводам, которые звучат вполне современно. Цитирую: "Что касается до свойства паров из воды возрастающих, они состоят из пузырьков весьма мелких и, коло исходящей воздушной теплоты прильнув, растянуты бывают утлою скорлупою, которая их с собою ради полости до ровного с воздухом в тягости градуса вверх уносит и там содержит, доколе он не обредеет, дозволяет (подобно, как тощий металловидный шар из воды сплывает), о которых в темной коморке сквозь маленькую дирку на пропущенном солнечном луче, по светлой дорожке (когда под ней вода кипит) через микроскоп всяк себе в доказательство представить может". Хочу напомнить, что это было 250 лет назад и вполне возможно вообще является первым научным описанием процесса теплообмена при кипении жидкости. Приложив неимоверные усилия, Ползунов создал первую в России паровую машину и навсегда увековечил свое имя первого российского теплотехника. Его именем названы Центральный котлотурбинный институт и Барнаульский политехнический институт, перед которым установлен памятник талантливому соотечественнику.

До последнего времени в Академии наук существовала премия Ивана Ивановича Ползунова за выдающиеся работы в области теплотехники. К сожалению, по инициативе Отделения физико-технических проблем энергетики РАН эта почетная награда с непонятным мне рвением была ликвидирована. В 1998 году исполнилось 270 лет со дня рождения И.Ползунова. Может быть, есть смысл пересмотреть это несправедливое решение?

Следует отметить, что машина И.Ползунова была изготовлена целиком из отечественных материалов и с использованием отечественных технологий. Машина была построена в 1765 г., но проработала только три месяца. Трагической явилась неожиданная смерть Ползунова за семь дней до запуска машины. К сожалению, инициатива Ползунова не была поддержана российскими правительством и предпринимателями, и дальнейшее развитие теплотехники в России осуществлялось за счет интенсивного импорта паровых машин из-за границы. Развитие собственного машиностроения тормозилось таможенной политикой правительства, не ограждавшей отечественную промышленность от импорта иностранной техники. Интересно в этой связи отметить, что в 1777 г. Д.Уатт по приглашению российского правительства собирался переехать в Россию".

Интересен и абзац, посвященный судьбе другого нашего соотечественника. "Создателем теории пограничного слоя, лежащей в основе теории конвективного теплообмена, является известный аэродинамик Л.Прандтль. До сих пор популярной остается полуэмпирическая теория пристенной турбулентности Л.Прандтля (1904 г.) с известным логарифмическим распределением скоростей. Блестящее экспериментальное подтверждение теория Прандтля получила в классических работах И.Никурадзе (1894--1979 гг.). Иван Ильич Никурадзе родился в 1894 г. в гор. Самтредия (Грузия), закончил гимназию в городе Кутаиси и поступил (вместе с братом) в Тбилисский университет. В 1919 г. он был зачислен в группу студентов, направленных для обучения в зарубежные страны. И.Никурадзе учился в Гетингенском университете и в 1923 г. успешно защитил докторскую диссертацию под руководством Л.Прандтля "Наблюдения на распределение скорости в турбулентном течении". В 1921 г. в Грузию пришла советская власть, однако И.Никурадзе, судя по материалам, которые стали доступны в последнее время, получил в консульстве советский паспорт и написал несколько писем ректору Тбилисского университета с просьбой принять его на работу. Вот отрывок из его письма: "Я решил вернуться в Грузию в сентябре этого года (1927 г.) и приступить к работе в родном университете". Но с 1926 г. начались гонения на ученых, работающих за рубежом, и мечте Ивана Никурадзе не суждено было сбыться. Такая же участь постигла и его брата Александра Никурадзе, ставшего известным специалистом в области физики твердого тела, этнографии и истории. Так наша страна потеряла двух выдающихся ученых, возможный вклад которых в отечественную науку трудно переоценить".

Полностью со статьями этого года можно ознакомиться на Интернет-странице Издательства СО РАН: http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru/taerw.htm

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+168+1