ПО СТРАНИЦАМ ЮБИЛЕЙНОГО НОМЕРА ЖУРНАЛА "ТЕПЛОФИЗИКА И
АЭРОМЕХАНИКА"
Второй (июньский) выпуск журнала "ТиА" был посвящен 275-летию
Российской академии наук. Основу его составили статьи ведущих
сотрудников ряда институтов СО РАН. А открывался этот номер
обзором академика А.Леонтьева "Вклад
отечественных ученых в теорию теплообмена".
Ниже приведен отрывок из этой статьи, рассказывающий о нашем
земляке.
"Основным стимулом исследований в области теории теплообмена с
середины XIX столетия послужило интенсивное развитие
теплотехники. Первые паровые машины появились в начале XVIII века
(Ньюкомен, Севери, Поппен), однако наиболее интенсивное развитие
паровых машин началось после Д.Уатта, который разделил процессы
парообразования, совершения работы и конденсации, что сделало эту
машину универсальной и экономичной.
Первая отечественная двухцилиндровая паровая машина непрерывного
действия была спроектирована и построена в городе Барнауле
выдающимся русским мастером Иваном Ивановичем Ползуновым
(1728--1766 гг.) практически одновременно с Д.Уаттом в 1765 г.
Вся жизнь Ползунова является примером подвижничества и
бескорыстного патриотического служения Отечеству. Именно к таким
людям относятся слова А.Чехова: "Подвижники нужны как солнце.
Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества,
они возбуждают, утешают и облагораживают".
И.Ползунов родился на Урале, учился в "арифметической" школе,
являвшейся технической школой, которая готовила горнозаводских
технологов на достаточно высоком уровне. В школе преподавались
математика, химия, механика, горное дело, гидротехника, черчение
и пр. В 1742 г. Ползунов как хорошо успевающий ученик был взят в
качестве "механического ученика" на Екатеринбургский завод, а в
1748 году назначен на Барнаульский завод на должность
гитеншрейбера. По-видимому, там Ползунов познакомился с книгой
П.Шлаттера "Обстоятельное наставление по рудному делу...", где
нашел схему пароатмосферной машины Ньюкомена.
В 1763 г. И.Ползунов подготовил проект "огнедействующей машины" и
подал его вместе с обстоятельной объяснительной запиской
начальнику Колывано-Воскресенских заводов. Проект был поддержан и
направлен в Петербург в правительственный кабинет, а затем
представлен Екатерине II, которая активно поддержала планы
молодого изобретателя. Ползунов был повышен в звании, и ему было
пожаловано денежное вознаграждение.
К сожалению, об этом выдающемся соотечественнике сохранилось не
так много фактических материалов, но даже из того, что имеется,
следует: И.Ползунов был высокограмотный и образованный для своего
времени человек, в чем нетрудно убедиться, прочитав его докладную
записку по огнедействующей машине. Так, в разделе о теплоте
И.Ползунов исключительно квалифицированно излагает существующие в
то время воззрения на природу теплоты, отмечает разногласия между
теорией теплорода и молекулярно-кинетической теорией и приходит к
справедливому выводу, что "...ожидать тех пор, пока откроется
правда, не нужно". Он подчеркивал, что "...теория, а особливо в
воздушных и огненных делах, бывает многим слабее практики".
Интересно отметить, что Ползунов для изучения механизма выделения
пара из кипящей воды проводил специальные наблюдения и пришел к
выводам, которые звучат вполне современно. Цитирую: "Что касается
до свойства паров из воды возрастающих, они состоят из пузырьков
весьма мелких и, коло исходящей воздушной теплоты прильнув,
растянуты бывают утлою скорлупою, которая их с собою ради полости
до ровного с воздухом в тягости градуса вверх уносит и там
содержит, доколе он не обредеет, дозволяет (подобно, как тощий
металловидный шар из воды сплывает), о которых в темной коморке
сквозь маленькую дирку на пропущенном солнечном луче, по светлой
дорожке (когда под ней вода кипит) через микроскоп всяк себе в
доказательство представить может". Хочу напомнить, что это было
250 лет назад и вполне возможно вообще является первым научным
описанием процесса теплообмена при кипении жидкости. Приложив
неимоверные усилия, Ползунов создал первую в России паровую
машину и навсегда увековечил свое имя первого российского
теплотехника. Его именем названы Центральный котлотурбинный
институт и Барнаульский политехнический институт, перед которым
установлен памятник талантливому соотечественнику.
До последнего времени в Академии наук существовала премия Ивана
Ивановича Ползунова за выдающиеся работы в области теплотехники.
К сожалению, по инициативе Отделения физико-технических проблем
энергетики РАН эта почетная награда с непонятным мне рвением была
ликвидирована. В 1998 году исполнилось 270 лет со дня рождения
И.Ползунова. Может быть, есть смысл пересмотреть это
несправедливое решение?
Следует отметить, что машина И.Ползунова была изготовлена целиком
из отечественных материалов и с использованием отечественных
технологий. Машина была построена в 1765 г., но проработала
только три месяца. Трагической явилась неожиданная смерть
Ползунова за семь дней до запуска машины. К сожалению, инициатива
Ползунова не была поддержана российскими правительством и
предпринимателями, и дальнейшее развитие теплотехники в России
осуществлялось за счет интенсивного импорта паровых машин из-за
границы. Развитие собственного машиностроения тормозилось
таможенной политикой правительства, не ограждавшей отечественную
промышленность от импорта иностранной техники. Интересно в этой
связи отметить, что в 1777 г. Д.Уатт по приглашению российского
правительства собирался переехать в Россию".
Интересен и абзац, посвященный судьбе другого нашего
соотечественника. "Создателем теории пограничного слоя, лежащей в
основе теории конвективного теплообмена, является известный
аэродинамик Л.Прандтль. До сих пор популярной остается
полуэмпирическая теория пристенной турбулентности Л.Прандтля
(1904 г.) с известным логарифмическим распределением скоростей.
Блестящее экспериментальное подтверждение теория Прандтля
получила в классических работах И.Никурадзе (1894--1979 гг.).
Иван Ильич Никурадзе родился в 1894 г. в гор. Самтредия (Грузия),
закончил гимназию в городе Кутаиси и поступил (вместе с братом) в
Тбилисский университет. В 1919 г. он был зачислен в группу
студентов, направленных для обучения в зарубежные страны.
И.Никурадзе учился в Гетингенском университете и в 1923 г.
успешно защитил докторскую диссертацию под руководством
Л.Прандтля "Наблюдения на распределение скорости в турбулентном
течении". В 1921 г. в Грузию пришла советская власть, однако
И.Никурадзе, судя по материалам, которые стали доступны в
последнее время, получил в консульстве советский паспорт и
написал несколько писем ректору Тбилисского университета с
просьбой принять его на работу. Вот отрывок из его письма: "Я
решил вернуться в Грузию в сентябре этого года (1927 г.) и
приступить к работе в родном университете". Но с 1926 г. начались
гонения на ученых, работающих за рубежом, и мечте Ивана Никурадзе
не суждено было сбыться. Такая же участь постигла и его брата
Александра Никурадзе, ставшего известным специалистом в области
физики твердого тела, этнографии и истории. Так наша страна
потеряла двух выдающихся ученых, возможный вклад которых в
отечественную науку трудно переоценить".
Полностью со статьями этого года можно ознакомиться на
Интернет-странице Издательства СО РАН:
http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru/taerw.htm
стр.
|