Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 44 (2230) 12 ноября 1999 г.

ВСЕХ УЧЕНЕЙ И МУДРЕЙ. КТО?

Никита МАКСИМОВ, Vesti.Ru

Что делать, что делать -- все мы очень любим задавать вопросы -- твой любимый писатель, твой любимый цвет... А кто из ... тебе больше нравится? А кого ты больше любишь -- маму, папу или селедку? И глупо каждый раз отвечать (примерно также, как и подробно рассказывать, как у тебя дела), что у тебя нет самого-самого, их много. Тут применяется другая хитрость -- составляются тройки, десятки...

В преддверии смены цифр в календаре с 1999 на 2000 многие стали подводить итоги века-тысячелетия.

На сайте журнала "Time" приводится список голосования по "Событию столетия".
Я отобрал из них только те, которые хоть как-то связаны с наукой:

2 -- высадка на Луну

7 -- создание Интернета

8 -- внедрение микрочипа

10 -- создание теории относительности

13 -- создание компьютера

14 -- первый радиосигнал

16 -- изобретение самолета

17 -- изобретение транзистора

20 -- первая ядерная управляемая реакция

При этом для ориентира -- революция 1917 года -- на 18-м месте, Вторая мировая война -- на 6-ом.

Американцы, конечно, любят и помнят СВОИ достижения. Россия в этом списке может только вздыхать о 14-ом месте.

Любопытен список изобретений тысячелетия, составленный немецким журналом "Bild der Wissenschaft".

В порядке убывания: книгопечатание; компьютер; паровой двигатель; транзистор; автомобиль; расщепление ядра; искусственные удобрения; двигатель внутреннего сгорания; лампа накаливания; телефон; телевидение; электродвигатель; генератор; радиовещание; радиосвязь; Интернет; пластмасса; компас; рентгеновское излучение; микроскоп; лазер; порох; часы; ткацкий станок; фотография; телескоп; атомная бомба; динамомашина; реактивный двигатель; телеграф; электрическая батарея; сплавы; навигационное оборудование; роботы; самолет; техника оптоволоконной связи; топливный элемент; генная инженерия; конвейер; ускоритель заряженных частиц; фотопленка; ксерокс; застежка "молния"; антибиотики; громоотвод; микросхема; магнитная карта; космонавтика; химиотерапия; велосипед.

Очень примечательный список! Тут есть и причины и следствия, есть и книгопечатание (ура!!), компас, порох, есть и порождение последних лет. Молодцы немцы! Почему-то меня сильно умилило появление застежки "молния" перед космонавтикой, не говоря уж про громоотвод.

Возвращаясь к журналу "Time", надо сказать, что они проводят опрос и людей столетия. Из ученых есть только один Эйнштейн, на пятом месте, а на первом -- Пресли.

Мы тоже не лыком шиты -- с 1 по 14 ноября на сайте радиостанции "Эхо Москвы" проводится голосование "Персона XX века" по номинации российские ученые. С 15 по 28 ноября будет проводится голосование по номинации зарубежные ученые.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Лев Ландау (260) 44.4%

Петр Капица (187) 32.0%

Николай Вавилов (186) 31.8%

Иван Павлов (175) 29.9%

Андрей Колмогоров (105) 17.9%

Андрей Сахаров (71) 12.1%

Дмитрий Менделеев (46) 7.9%

Николай Тимофеев-Ресовский (43) 7.4%

Михаил Ломоносов (41) 7.0%

Игорь Курчатов (39) 6.7%

Климент Тимирязев (33) 5.6%

Владимир Вернадский (32) 5.5%

Николай Семенов (32) 5.5%

Дмитрий Лихачев (30) 5.1%

Сергей Королев (29) 5.0%

Израиль Гельфанд (28) 4.8%

Константин Циолковский (22) 3.8%

Игорь Тамм (22) 3.8%

Владимир Котельников (19) 3.2%

Алексей Моторов (13) 2.2%

Лев Гумилев (10) 1.7%

Мстислав Келдыш (10) 1.7%

Яков Зельдович (6) 1.0%

Юрий Лотман (6) 1.0%

Остальные меньше одного процента.

Что обращает внимание? Народ голосующий любит физиков -- дань ли это их прежней работе или результат многолетних достижений нашей страны в этой области. Однако, только четверо биологов -- несправедливо мало даже для такого "физического" века, как двадцатый. Четыре гуманитария, не считая Ломоносова.

Но следующий век, есть надежда, уже перестанет быть веком атомных реакций и бомб. И тогда "лирики" будут в почете.

Я, конечно, понимаю, что это общественное мнение, а не результат научного исследования и каждый выбирает сам для себя критерии оценки величия ученого.

На мой взгляд, важны не только научные достижения того или иного человека, его премии и книги, но и его личностные характеристики. По этому признаку, например, Ландау вряд ли смог бы занять первое место, а вот Тимофеев-Ресовский или Вавилов заслуживали бы большего внимания. Но это моя точка зрения.

Хотелось бы в этой связи привести несколько обширных цитат из книги Симона Эльевича Шноля "Герои и злодеи российской науки".

"Когда происходит биологический метаморфоз, например, гусеница превращается в бабочку, сначала образуется неподвижная куколка. Внутри ее затвердевшей кутикулы начинаются "страшные" вещи: специальные клетки уничтожают мышцы, пищеварительную систему, ротовой аппарат, множество ножек и т.д. Во мраке кокона внутри куколки, кажется, существует лишь какая-то все растворившая жидкость. Однако гибнет не все. Условие благополучного завершения метаморфоза -- сохранение нервной системы. Нервные центры -- скопление нервных клеток (ганглиев) видоизменяются, но сохраняются, с ними сохраняется память о приобретенных личинкой рефлексах и способах поведения. А потом в этом кажущемся хаосе формируются новые органы: суставчатые конечности, ротовой аппарат, чтобы питаться нектаром, а не грызть листья), образуются мохнатые антенны для ориентировки и прекрасные крылья. Оболочка разрывается. Над цветущим лугом, в голубом и солнечном небе летит прекрасная бабочка... Менее идиллично, но столь же драматично происходит метаморфоз амфибий. Но условие всегда одно сохранение и совершенствование нервной системы.

Видна прямая аналогия: сохранение интеллектуального каркаса (нервной системы общества) -- условие возрождения и величия нашей страны. Расцвет России, начавшийся до первой мировой войны, был подготовлен предыдущей 200-летней историей. От обучения по приказу Петра I "недорослей" за границей, создания университетов, Академии наук, гимназий и лицеев до формирования отечественных научных и инженерных школ, до рождения великих поэтов и прозаиков, композиторов, артистов, художников. Все классы общества участвовали в создании этой нервной системы государства: аристократы, купечество, разночинцы, крестьяне. "Интеллектуальный каркас", "нервная система общества" понятия, возможно, не идентичные термину "интеллигенция". Военные интеллектуалы полководцы, фортификаторы, морские офицеры, инженеры, агрономы, "архивные юноши; собиратели народных песен, служители "чистой науки" и просвещенное купечество, и люди искусства, и, конечно, учителя, врачи и просто "образованные люди" все необходимы для существования могучего, независимого государства. если считать от Петра I, фундамент дальнейшего расцвета России создавался 200 лет.

В годы прошедших десятилетий он был жестоко разрушен. Война 1914 года, Февральская и Октябрьская революции, мрак гражданской войны, "красного" и "белого" террора, голод, разруха, насилие, смерть, деградация это "обратный метаморфоз" (в биологии такого не бывает). Нервная система общества была нарушена, понесла урон, однако не распалась. И в этом, и может быть только в том, залог и надежда на возрождение и величие нашей страны в будущем. Интеллектуальная основа общества сохраняется лишь при условии связи поколений, при непосредственном общении "отцов" и "детей".

Н.Тимофеев-Ресовский говорил в 60-е годы: "Всякое коренное изменение состояния общества длится не менее пяти поколений. Так что не суетитесь, а размножайтесь!". То есть идите в университеты, учите студентов. "Пять поколений... Это сто лет, -- грустно замечает Шноль. -- Нет, это слишком. С тех пор уже прошло два поколения. Ждать еще шестьдесят лет? Ждать, когда в нашем государстве кончаться правительственные реорганизации и найдутся деньги на поддержку российской науки..."

Грустные мысли одолевают, когда читаешь эту книгу. Умирают последние люди той эпохи, где порядочность ценилась превыше всего, а научные исследования и открытия были такого масштаба, что аналогов их нет сейчас не только в России, но и в любой другой стране. Страшно становится, когда понимаешь, что один из главных итогов деятельности советской власти -- это уничтожение науки и культуры России.

Вы скажете -- как это уничтожения?! Разве не была советская наука могучей? Разве не были идеи советских исследователей оригинальны? Разве не СССР запустил первый спутник, построил первую атомную электростанцию, освоил производство искусственного каучука, взорвал водородную бомбу, создал лучший в мире танк Т-34 и реактивный миномет "Катюшу"?

"Да -- это все СССР, -- отвечает Шноль. -- Но не дали развиться оригинальным научным направлениям, не приносящим военных плодов. Не дали развиваться не только гуманитарным, но и естественным наукам. Иерархическая, командная организация огромных научных институтов, в которых директор-академик единовластно и обычно без собственных оригинальных идей управляет сотнями научных сотрудников -- эта организация не компенсировала урона, нанесенного разгромом интеллектуального потенциала России, произведенного большевиками. Увы -- не случайно ничтожно мало для нашей великой страны число Нобелевских лауреатов. Мы погубили их в тюрьмах и лагерях до получения ими премий."

Поэтому и приходится выбирать нам из тех, кто смог выжить, кто успел что-то сделать несмотря на. И жаль не места в том или ином списке, жаль всего того и всех тех, кого мы лишились.
http://vesti.ru/

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+164+1