ТЕХНОЛОГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Александр Соловьев.
С 19 по 22 августа в санатории "Лазурный" прошел
научно-образовательный семинар для старшеклассников и студентов
"Технологии устойчивого развития: история и перспективы",
организованный Дискуссионным клубом НГУ. В нем приняли участие
представители девяти школ и двух вузов Новосибирска. Среди них
были не только постоянные участники мероприятий Дискуссионного
клуба, но и прошедшие по конкурсу (конкурсные вопросы были
опубликованы в последнем июльском номере "Науки в Сибири").
Главной целью сессии было ознакомление участников с технологиями,
применяемыми сегодня для достижения устойчивого развития,
выяснение причин их низкой эффективности, предложение более
действенных путей решения проблем.
Студенты и школьники по собственному желанию разделились на
четыре команды и выбрали их названия. Темы определялись ребятами
также самостоятельно, но с учетом рекомендаций тренеров. Команда
"Weber" выбрала тему "Социально-политические механизмы решения
демографических проблем". Под руководством Михаила Яновича и
Владимира Павлова она изучила факторы, влияющие на изменение
демографической ситуации, рассмотрев отдельно страны с
демографическим ростом (Индия) и уменьшением численности
населения (Россия). Проанализировав причины проблем, они
предложили более 30 способов их решения, среди которых были и
довольно экзотические. Например, чтобы уменьшить численность
населения развивающихся стран, можно способствовать эмансипации
местных женщин и установлению матриархата. Чтобы женщинам было
некогда рожать лишних детей -- пусть занимаются государственными
делами!
Команда выбрала очень удачную презентационную форму своего
доклада, составив таблицу из разделов "проблема", "пути решения",
"приемлемость", "результат" и "эффективность", при этом заполнив
их не скучными наукообразными формулировками, а рисунками и
запоминающимися знаками. Как заметила президент благотворительной
организации "Социальная экология" Наталья Баранова, эту таблицу
можно прямо использовать в школе в качестве наглядного материала
при изучении демографических проблем.
Команда "Ecoles" под руководством Светланы Пузыниной занималась
вопросами улучшения школьного экологического образования в
Новосибирске. В результате напряженной работы ее коллектив,
состоящий из представителей ФМШ, третьей и пятой гимназий,
разработал сложную схему с множеством ответвлений, ответив не
только на вопрос "что сделать?", но и "как сделать?". Правда, по
последней части было множество разных мнений.
Третья и четвертая команды рассматривали возможности
реформирования политической и экономической систем России и мира
в интересах устойчивого развития. Идея команды "Мы" (капитан
Александра Годовикова) о построении государства с верховенством
Совета Федерации была актуальной, но, как отметил историк
Владимир Миндолин, страдала недостатком технологичности: причины
современного российского кризиса не были глубоко
проанализированы. Команда "Трезвомыслящие", основу которой
составили школьники из Центрального и Кировского районов (капитан
Сергей Лукашов), изучала тему, связанную с социальными ценностями
современного мира. В результате работы получился очень
интересный, но, к сожалению, также оторванный от реальности
проект.
Участники имели возможность пройти "предзащиту" своих проектов.
Было интересно наблюдать, как проекты, представленные в первый
день, содержащие множество недостатков, преображались на глазах.
Не последнюю роль в этом совершенствовании сыграла работа
тренеров, которые помогали командам на протяжении всех четырех
дней. Но еще раз подчеркнем: окончательные проекты нуждаются в
доработке, общий недостаток -- отсутствие конкретных механизмов
их реализации.
Кроме научных, организаторами ставились и образовательные цели:
познакомить участников с навыками работы в малых группах, научить
грамотно отстаивать свою позицию и логично формулировать свои
мысли и т.д. Самостоятельные исследования, при которых нужно было
использовать большое количество литературы и помощь
консультантов, по словам участников, были более интересными и
полезными в сравнении с обычными лекциями и семинарами.
В рамках программы семинара был проведен тест на эрудицию:
знакомы ли участники с именами известных ученых, писателей,
композиторов, политических деятелей; знают ли об их вкладе в
развитие науки, культуры, политической истории? Результаты теста
показали значительные пробелы в знаниях. Так, Сергея Королева
называли первым космонавтом, Валентина Коптюга -- основателем
Академгородка и директором ИЯФа, Пиночета -- китайским
диктатором. С работами академика Владимира Вернадского знаком
лишь один человек.
Лучше других справился с работой Сергей Мелехов, студент ММФ НГУ,
выпускник 119-й школы. Он правильно ответил более чем на 80%
вопросов. На следующий день был произведен "разбор полетов", на
котором тренеры кратко рассказали обо всех людях, включенных в
тест. Такая форма работы помогла участникам легче усвоить
информацию, которая, надеемся, пригодится им в будущем.
Семинар закончил свою работу круглым столом, на котором
организаторы и участники подвели итоги работы, обсудили планы на
будущее, ребятам были вручены призы и дипломы. При определении
победителя мнения экспертов разделились между командами "Weber" и
"Ecoles", но в конце концов предпочтение было отдано более
опытной команде "Ecoles". Основное время ребята посвятили
подготовке своих проектов, работая в группах. А вечерами
устраивался костер, все собирались вокруг, шутили и пели любимые
песни, и здесь продолжалось обсуждение новых идей. В часы,
свободные от работы, участники имели возможность поиграть в
футбол, бильярд, теннис... На вопрос итоговой анкеты "для меня
семинар -- это..." многие ответили: "дружба и новые замечательные
знакомства..."
* * *
В сентябре этого года в Центре детского и юношеского творчества
Советского района при участии Дискуссионного клуба НГУ
открывается подростковый научный клуб "Глобалист" (руководитель
-- Антон Черепанов). Теперь с проблемами устойчивого развития
общества смогут познакомиться не только учащиеся ФМШ, но и
старшеклассники других школ Академгородка. По вопросам участия в
работе клуба звоните по телефонам: 36-13-31 (Дискуссионный клуб
НГУ) и 33-72-00 (ЦДЮТ).
стр.
|