СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве в области формирования и реализации
научно-технической и инновационной политики, подготовки кадров
высшей квалификации между Министерством науки и технологий
Российской Федерации, Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации, Межрегиональной ассоциацией
экономического взаимодействия ("Сибирское соглашение") и
Сибирским отделением Российской академии наук.
Руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и
положениями федерального Закона "О науке и государственной
научно-технической политике", учитывая, что развитие
научно-технического и образовательного потенциала является
важнейшей составляющей социально-экономического развития регионов
и России в целом, Министерство науки и технологий Российской
Федерации, Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация экономического
взаимодействия, действующая на основании Устава Ассоциации, и
сибирские отделения РАН, РАСХН и РАМН в лице Сибирского отделения
РАН (далее -- Стороны) договорились о взаимодействии в
формировании и реализации научно-технической и образовательной
политики в редакции федеральных законов от 18.07.98 N 111-Ф3, от
17.12.98 N 189-Ф3 на территории регионов, входящих в
Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение".
1. Цели Соглашения
Основной целью настоящего Соглашения является эффективное
удовлетворение потребностей регионов в научно-техническом
обеспечении их социально-экономического развития, создание
системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой
эффективностью использовать в подъеме производства
интеллектуальный и научно-технический потенциал всех регионов,
входящих в Ассоциацию.
2. Основные задачи Соглашения
Для выполнения основной цели необходимы объединение и координация
действий всех участников Соглашения в разработке и реализации
механизмов эффективного использования и дальнейшего развития
научно-технического потенциала, экономического, правового и
организационного обеспечения взаимодействия науки, образования,
производства и органов государственной власти для решения
социально-экономических задач регионов, входящих в Ассоциацию, и
России в целом, по следующим трем основным направлениям:
2.1. Формирование государственной научно-технической политики
Стороны проводят научно-техническую политику на основе:
-- согласования регионально ориентированной федеральной
научно-технической политики и научно-технической политики
территорий, входящих в МАСС;
-- разработки единой концепции развития научно-технической и
инновационной деятельности Сибирского региона с учетом развития
связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
-- определения приоритетов научно-технического развития Сибири,
ориентированных на создание производств опережающего
технологического уровня, имеющих приоритетное значение для
решения межрегиональных социально-экономических задач;
-- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
научно-технического развития и инновационной деятельности, включая
федеральные, межрегиональные и региональные бюджетные и
внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности
коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь;
-- ведения мониторинга, анализа и прогнозирования
научно-технической деятельности с разработкой системы
обоснованных показателей, необходимых для принятия управленческих
решений на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
-- ведения мониторинга, анализа и прогнозирования высшего
образования с целью определения перспективной потребности и
эффективного использования кадров высокой и высшей квалификации;
-- создания единой нормативно-правовой базы в сфере
научно-технической и инновационной деятельности, разработки
модельного регионального закона "О научно-технической и
инновационной политике" и предложений по его адаптации к условиям
регионов, входящих в Ассоциацию;
-- координации и содействия кооперации деятельности основных
субъектов межрегиональных научно-технических программ и проектов,
финансируемых из средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Федерации -- членов МАСС;
-- социальной защиты высвобождаемых в ходе структурных
преобразований научных и научно-технических работников и создание
для них рабочих мест с учетом опыта работы и квалификации;
-- использования международного сотрудничества в интересах
развития научно-технической и инновационной деятельности
Сибирского региона.
2.2. Активизация инновационной деятельности
Стороны совместно решают вопросы:
-- формирования рыночно ориентированных региональных и
межрегиональных инфраструктур научно-технической и инновационной
деятельности, включающих, в том числе, систему информационного
обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему,
производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и
продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки
кадров;
-- создания единой межрегиональной инновационной системы
Ассоциации, развития межрегиональных систем технологического
трансфера;
-- развития наукоемких территорий, в том числе наукоградов,
академгородков, технопарков и градообразующих
научно-производственных комплексов, федеральных центров науки и
высоких технологий, инновационно-технологических центров и
совершенствование их государственной поддержки;
-- формирования межрегиональных внебюджетных фондов
научно-технологического развития и инновационной деятельности,
развертывания системы венчурного финансирования наукоемких
проектов;
-- поддержки особо ценных и уникальных объектов и
научно-технологических комплексов, создания на их базе центров
коллективного пользования.
2.3. Информационное обеспечение
Стороны принимают участие:
-- в формировании единого межрегионального информационного
пространства;
-- в создании современной информационной системы, содержащей базы
данных научно-технических предложений и технологических запросов
производственной сферы, нормативно-правовую и иную консалтинговую
информацию, необходимую для осуществления научно-технической и
инновационной деятельности;
-- в развитии средств информационной связи, в том числе, путем
интеграции научных, научно-технических, инновационных организаций
и предприятий, расположенных на территории регионов, входящих в
Ассоциацию, в федеральную информационную систему, обеспечение
доступа к международным информационным ресурсам.
3. Реализация Соглашения
3.1. Сотрудничество между Сторонами в рамках данного Соглашения
будет осуществляться путем:
-- разработки и реализации научных, научно-образовательных и
научно-технических проектов в рамках региональной
научно-технической программы "Сибирь" и программ региональных
научно-образовательных комплексов;
-- проведения совместных конкурсов, в том числе, фундаментальных
исследований, с выделением грантов из различных российских и
международных источников;
-- содействия функционированию на территории Сибири международных
исследовательских и образовательных центров;
-- разработки проектов федеральных и президентских программ,
организации экспертиз и проведения совместных конференций по
реализуемым на территории Сибири крупным проектам
межрегионального и федерального значения, осуществляемым
Межрегиональным научным советом по программе "Сибирь";
-- создания наукоемких предприятий и организации производств,
основанных на новых технологиях, в том числе, в рамках формируемых
технопарковых зон;
-- обеспечения функционирования на территории Сибири российских и
международных информационно-консультационных, геоинформационных и
прочих центров, обеспечивающих свободное предоставление
информации на современных носителях для Правительства России,
региональных администраций, научных организаций, вузов, прессы и
общественности;
-- содействия реализации федерального Закона "Об обязательном
экземпляре документов" в части предоставления обязательного
бесплатного экземпляра отчетов о НИОКР во Всероссийский
научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Миннауки России и
создания территориально-распределенной базы данных по важнейшим
НИОКР и новым технологиям как части федеральной базы данных по
этим видам информационных источников.
3.2. Финансирование научно-технических соглашений, программ и
проектов осуществляется на долевой основе путем заключения
соглашений и договоров из средств: Ассоциации, Миннауки России,
Минобразования России, других заинтересованных министерств и
ведомств, областных бюджетов, внебюджетных фондов,
межрегиональных и региональных инвестиционных фондов,
предприятий, заинтересованных в результатах выполняемых программ
и проектов, а также за счет средств международных фондов и
программ, частных инвесторов.
3.3. Научно-методическое сопровождение межрегиональных научно-технических
программ и проектов осуществляет Сибирское отделение
РАН, в необходимых случаях совместно с Сибирским отделением
Российской академии медицинских наук и Сибирским отделением
Российской академии сельскохозяйственных наук, а на региональном
уровне -- Советы РНОК или аналогичные Советы на местах, при
взаимодействии с соответствующими отделами Миннауки и
Минобразования России.
3.4. Стороны оказывают содействие в реализации международных,
межведомственных и межрегиональных научно-технических программ,
используя для их финансирования средства соответствующих
бюджетов, внебюджетные средства, а также централизованные
инвестиционные ресурсы Бюджета развития Российской Федерации,
размещаемые на конкурсной основе.
3.5. Проведение совместных семинаров, конференций, выставок
научно-технических достижений, курсов повышения квалификации
кадров и других научно-организационных и образовательных
мероприятий.
4. Общие положения
4.1. Стороны договариваются координировать свои действия по
реализации региональной научно-технической политики в Сибирском
регионе через Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение".
4.2. Соглашение заключено сроком на 3 года и вступает в силу со
дня его подписания Сторонами. По истечении срока действия по
согласию сторон Соглашение может быть пролонгировано.
Соглашение открыто для уточнений и дополнений.
Вопросы, не нашедшие отражения в Соглашении, по согласию Сторон
оформляются дополнительными протоколами, являющимися неотъемлемой
частью настоящего Соглашения.
Организационно-правовые формы конкретной совместной деятельности
определяются путем заключения отдельных договоров и соглашений.
4.3. Данное Соглашение не ограничивает деятельность субъектов
Российской Федерации, входящих в Ассоциацию, кроме необходимой
координации, во взаимоотношениях с Миннауки и Минобразования
России в соответствии с подписанными двусторонними соглашениями.
4.4. Субъекты Российской Федерации, входящие в Ассоциацию, могут
разрабатывать свои научно-технические программы и проекты и
представлять их в установленном порядке на рассмотрение в
Миннауки России.
4.5. Организационно-методическое сопровождение Соглашения
осуществляют:
со стороны Миннауки России -- Отдел развития научно-технического
потенциала регионов;
со стороны Минобразования России -- Управление высшего
профессионального образования и Управление
научно-исследовательских работ;
со стороны Ассоциации -- Исполнительная дирекция Ассоциации;
со стороны СО РАН -- Управление организации научных исследований.
Соглашение составлено в четырех экземплярах, каждый из которых
имеет одинаковую силу.
Министр науки и технологий Российской Федерации М.П.Кирпичников.
Министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов.
Председатель Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское
соглашение" В.М.Кресс.
Председатель Сибирского отделения РАН (от лица СО РАН, СО РАСХН и
СО РАМН) Н.Л. Добрецов.
13 августа 1999 г.
г. Томск.
стр.
|