НА ПУТИ К ОФИЦЕРСКОМУ ЗВАНИЮ
Беседовала В.Макарова.
В Новосибирском военном институте готовят командиров
мотострелковых, разведывательных и подразделений специального
назначения.
Хотите стать генералом? Тогда надо закончить одно из
военно-учебных заведений, к примеру, наш Новосибирский военный
институт. Институтом он стал в 1998 году, а был открыт в 1967
году в Академгородке как Военно-политическое училище. За 31 год
его работы выпущено более 12 тысяч офицеров, среди которых есть
уже и шесть генералов. Свыше 3 тысяч выпускников награждены
орденами и медалями, двенадцать стали Героями Советского Союза и
Российской Федерации (девять -- посмертно), всего же в боевых
действиях (в Афганистане и Чечне) участвовало около половины
питомцев училища.
Новосибирский военный институт -- одно из видных военно-учебных
заведений страны, имеющее славные традиции и реальные перспективы
в подготовке офицерских кадров новой российской армии XXI века.
С жизнью курсантов нас знакомит заместитель начальника института
по воспитательной работе полковник Александр Куров (кстати,
выпускник НВВПОУ 1974 года).
-- Александр Михайлович, вы были курсантом училища, когда оно
называлось военно-политическим. Какие специальности получали
выпускники, какие предметы изучали?
-- Училище было военно-политическим с 1967 по 1992 годы. Тогда
была одна специальность -- офицеры-политработники ротного звена.
Изучали в общей сложности около 30 предметов. Основные: тактика,
партийно-политическая работа, огневая подготовка, технические
дисциплины, связанные с эксплуатацией автомобилей и бронетанковой
техники. Много было гуманитарных предметов: философия,
история партии, научный коммунизм, военное право, педагогика,
психология и т.п.
Практика была в обязательном порядке: после завершения второго
курса ехали на стажировку в военные части в качестве командиров
взводов. Следующая -- после третьего курса в качестве заместителя
командира роты по политической части.
На четвертом курсе писали курсовую работу на
партийно-политическую тему и защищались. О распределении узнавали
в момент вручения дипломов.
-- С переменами в жизни нашего государства изменился и профиль
училища. С 1992 года оно стало командным общевойсковым. Что
изменилось?
-- Полностью сменились специальности. Училище стало готовить
командиров взводов мотострелковых войск и войсковой разведки, а с
1994 года -- офицеров для подразделений специальной разведки.
Блок гуманитарных предметов был вытеснен инженерными
дисциплинами. Были сформированы новые кафедры, создана
соответствующая лабораторная и полевая база. Училище начало
работать по пятилетним программам.
-- Значит, курсанты, заканчивая училище, получали диплом о высшем
образовании. Что же дает нынешний статус института?
-- В принципе программа обучения осталась та же. Возможно,
переименование связано с универсализацией в вопросах высшего
образования. Мы должны давать и гражданскую специальность. Но
специфика в том, что эта специальность должна быть востребована и
в сфере военного дела. Выпускникам присваивается воинское звание
"лейтенант" и выдается диплом с присвоением квалификации
"инженер-механик по эксплуатации транспортных средств" (для
командиров мотострелковых и разведывательных взводов),
"переводчик-референт" (для офицеров специальной разведки).
Выдается удостоверение на право управления автомобилем категории
"С", удостоверение инструктора рукопашного боя,
парашютно-десантной подготовки.
-- Расскажите о вступительных экзаменах, о конкурсе.
-- В 1998 году мы набрали четыре роты, это около 470 человек.
Самый большой конкурс был у спецназа -- три человека на место, на
другие специальности примерно 2,3. При поступлении в первую
очередь проверяется физическая подготовка абитуриентов: кросс
3000 м, бег 100 м, плавание 100 м, подтягивание (не менее 10
раз). Затем "спецназ" пишет диктант, устно сдает русскую
литературу и иностранный язык. А другие специальности, кроме
диктанта, -- математику письменно и физику устно.
-- Можно ли охарактеризовать последний набор? Каких ребят больше?
-- Интересно, что в бытность училища военно-политическим, много
поступающих было после армии. Сейчас, в основном, бывшие
школьники. Очень мало после окончания суворовских училищ или
после службы, хотя льготы при поступлении для них есть. Почти 70
процентов набора -- деревенские ребята. Конечно уровень
подготовки у них существенно ниже, и на первом курсе это
чувствуется. Но парни из сельской местности упорнее, хотят
учиться, чувство социальной адаптации у них развито сильнее, чем
у городских. Поэтому после I года все выравниваются.
-- Есть ли такие, которые выбывают?
-- Да, за годы обучения из набора в среднем уходит человек 30.
Некоторые не могут освоить программу обучения, другие -- за
недисциплинированность, есть и по семейным обстоятельствам.
-- Сколько продолжаются занятия, как ребята отдыхают?
-- Обязательные занятия идут 36 часов в неделю. В воскресенье --
выходной. Курсанты ходят в увольнение, посещают гарнизонный клуб.
К нам приезжают артисты, дружим с театром "Старый дом". Многие
ездят в Новосибирск на концерты.
Курсанты-новосибирцы на IV--V курсе имеют свободный выход. Если
нет ночных занятий, они могут жить дома.
-- У курсантов есть хорошая традиция -- работа со школьниками.
Приглашают ли сейчас их в школы?
-- Конечно! По-прежнему зимой проходит "Зарница". Мы шефствуем
над школами NN 61 и 204, без внимания не оставляем 55-е
техническое училище, бываем в школах Бердска. Ко Дню защитника
Отечества курсантов пригласили провести уроки во многих классах
школ Академгородка. Ребята с удовольствием общаются со
школьниками, рассказывают об училище, о занятиях, о технике...
-- И может быть, кто-то из нынешних мальчишек примет решение
поступать в Военный институт, стать курсантом, офицером,
генералом...
На фото:
-- Полковник А.Куров рассказывает...
-- В учебном техническом классе.
-- Офицер-разведчик должен знать и японский.
-- На учениях как в бою.
-- Предмет боевой подготовки -- физическое воспитание.
стр.
|