МЕТОДИКА, ОБРЕЧЕННАЯ НА УСПЕХ
И.Самахова.
В конце мая кафедра иностранных языков
Института филологии СО РАН провела
научно-методический семинар для вузовских преподавателей
иностранных языков Барнаула, Кемерова, Новокузнецка,
Новосибирска, Томска на тему "Обучение иностранным языкам на
основе деятельностной концепции управления усвоением".
Наш корреспондент беседует с организатором
семинара, доцентом кафедры иностранных языков ИФЛ Валентиной ТРУС.
Валентина Петровна
руководит проектом "Форум", поддержанным институтом "Открытое
Общество" (ИОО), в рамках которого проводился семинар.
-- Валентина Петровна, вы известны в Академгородке и Новосибирске,
как одна из их сильных переводчиц и преподавательниц французского
языка, создатель и режиссер французского самодеятельного театра
"Академфранс". Что подвигнуло вас на организацию этого семинара,
в котором главная роль принадлежала не вам, а москвичке Ольге
Яковлевне Кабановой, да еще, вдобавок, не "француженке", а
"немке"?
-- Дело в том, что подход Кабановой универсален и применим к
любому языку, хотя и разработан, действительно, применительно к
немецкому. А о встрече с О.Я. я мечтала с середины 70-х, когда
прочитала написанную ею с П.Я.Гальпериным, автором теории
поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУД),
статью о формировании иноязычного сознания. И вот теперь при
поддержке ИОО мне посчастливилось эту мечту осуществить. И я
рада, что благодаря этому семинару с концепцией деятельностного
управления усвоением ознакомились еще сто с лишним человек.
-- Кто такая Ольга Яковлевна Кабанова, и в чем сущность ее
концепции?
-- Кабанова -- кандидат педагогических наук, сотрудник руководимого
академиком Н.Талызиной Учебного центра по переподготовке
работников системы образования в области психолого-педагогических
основ учебного процесса при психологическом факультете МГУ
им.Ломоносова. Ее концепция представляет собой синтез одного из
высших достижений психологии обучения -- ТПФУД -- и столь же
значительного достижения языкознания -- теории лингвистических
инвариантов. Последняя как нельзя лучше отвечает фундаментальному
требованию ТПФУД: предмет обучения -- в данном случае иностранный
язык -- должен быть представлен как целостный объект со всеми его
существенными структурами и отношениями. Язык здесь выступает как
система особых лингвистических структур -- инвариантов различной
глубины.
-- И как с позиций этого подхода выглядит обучение иностранному
языку?
-- "Выучить" какой-либо язык с этой точки зрения -- значит освоить
особое умственное действие -- построение нужного высказывания как
одного из допустимых вариантов того или иного подмножества
адекватных лингвистических инвариантов. Освоение такого
умственного действия для родного языка происходит в младенчестве,
для иностранного языка -- путем более или менее сознательного
формирования этого действия. Способы такого формирования --
методики обучения могут быть разными, но их продуктивное
содержание всегда состоит в интериоризации преобразования
глубинных лингвистических инвариантов в нужное высказывание.
-- Что это такое -- "интериоризация"?
-- Этим термином психологи обозначают свертывание и автоматизацию
первоначально внешнего предметного действия и превращение его в
умственное действие. В данном случае речь идет о действии
преобразования глубинных лингвистических инвариантов в нужное
высказывание. Ученик сначала выполняет это действие внешним
образом, опираясь на его схему, а затем шаг за шагом под
руководством учителя интериоризирует его.
-- Вы сказали, что содержание любой методики обучения состоит в
руководстве этой самой интериоризацией; от чего же зависит разное
качество получающегося результата?
-- Как всегда, качество полученного результата -- степень и
уровень владения изучаемым языком -- зависит от уровня добротности
способа формирования этих действий т.е., от их изначальной
ориентации на существенные стороны предмета и должной -- поэтапной
-- их отработки. В данном случае требуемая добротность
обеспечивается выделением в изучаемом языке его инвариантных
структур и последующими этапами их отработки -- речевое действие
выполняется в материализованной форме, затем в форме громкой речи
с опорой на схему его ориентировочной основы, затем без такой
опоры, затем в форме шепотной речи, в речи про себя и, наконец,
без всякого проговаривания. На каждом этапе выполнение действия
предельно обобщается, что соответствует требованиям ТПФУД.
-- В чем, собственно, состоит преимущество методики
Кабановой? Что привлекло вас к ней?
-- К достоинствам этой методики следует отнести, прежде
всего, управляемость учебного процесса: преподаватель в состоянии
в любой его момент четко установить фактический объем и уровень
знаний учащегося и "прицельно" помочь ему в преодолении его
действительных проблем. Не менее важно то, что весь процесс
обучения проходит непосредственно в учебной аудитории, без
домашней зубрежки. Наконец, самым важным и удивительным является
то, что итоговый уровень знаний и умений всех учащихся -- без
разделения на "одаренных" и "неспособных" -- при использовании
этой методики оказывается не просто высоким, а качественно
несопоставимым с результатами обучения по другим методикам:
учащиеся осваивают не только лексику и грамматику изучаемого
языка, но и само языковое сознание его носителей -- результат,
считавшийся прежде принципиально недостижимым. Причем все это не
требует ни дополнительного времени, ни какого-то диковинного
оборудования -- только мотивации учащихся и только знания и умения
преподавателя. Причем мощнейшим средством мотивации учащихся
оказывается сама эта методика, точнее их успехи в учении, на
которые они едва ли не обречены.
-- Как восприняли методику преподаватели -- участники
семинара?
-- С огромным интересом. Было много вопросов. Ольга
Яковлевна привезла с собой 100 экземпляров своего учебника,
которые участниками были сразу же разобраны. "Англичане" и
"французы" стали тут же "примерять" его к своим курсам. По их
мнению, методику можно легко адаптировать к любым языкам. Многие
отмечали, что ознакомление с нею буквально переворачивает
сознание: даже привычные приемы работы приобретают другой смысл,
но главное -- видишь всю их ограниченность и в то же время -- способ
преодоления этой ограниченности. Можно сказать, что "процесс
пошел": идеи Гальперина--Кабановой начали завоевывать Сибирь.
-- Насколько я знаю, у нас в Академгородке и раньше проходили
семинары, посвященные дидактическим приложениям гальперинской
теории.
-- Действительно, проходили. Один из них был, по существу,
мастер-классом В.Милашевича -- автора основанной на ТПФУД
экспресс-методики обучения беспереводному чтению иноязычных (в
данном случае -- английских) научно-технических текстов; тогда
полтора десятка преподавателей приняли -- на "ура" -- эту методику
"из рук в руки". Среди них была и ваша покорная слуга, которая
затем адаптировала ее к французскому языку и уже на своих
мастер-классах передала нескольким десяткам вузовских
преподавателей -- от Ленинграда, Воронежа, Набережных Челнов до
Хабаровска. Но такое представительное собрание -- одних заведующих
кафедр было больше двадцати человек! -- происходило впервые. Как
сказала Н.Гришина, зав. кафедрой Академии госслужбы: "Пришло время
Гальперина".
-- Сдвинется ли дело с мертвой точки сейчас?
-- На круглом столе, завершавшем семинар, прозвучало предложение о
создании научно-методического центра при Президиуме СО РАН,
ориентированного как на дальнейшее развитие теории поэтапного
формирования умственных действий и понятий так и на продвижение
ее в практику вузовского и школьного преподавания.
-- Что дала бы реализация этого предложения?
-- Такой центр стал бы ключевым звеном соединения науки и
обучения. Ведь в том и секрет эффективности названной теории, что
она выводит ученика из позиции объекта обучения, высшим
достижением которого может быть лишь более или менее адекватное
репродуцирование знания, сообщенного ему учителем, в позицию
субъекта познавательной деятельности, в ходе которой он
самостоятельно, хотя и совместно с учителем, открывает для себя
существенные свойства и отношения изучаемого предмета, т.е.
действует как исследователь.
Напомню также, что покойный В.Милашевич, блестящий пропагандист
гальперинского учения, считал, что оно не только обеспечивает
переход от репродуктивного обучения к продуктивному, но и
радикально меняет характер процесса обучения, экологизирует его.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий --
гордость отечественной науки, основанные на ней методики обучения
-- эстафета, которую двадцатый век передает двадцать первому.
Хотелось бы, чтобы эту передачу осуществило именно Сибирское
отделение Российской академии наук.
стр.
|