Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 25 (2211) 25 июня 1999 г.

МЕТОДИКА, ОБРЕЧЕННАЯ НА УСПЕХ

И.Самахова.

В конце мая кафедра иностранных языков Института филологии СО РАН провела научно-методический семинар для вузовских преподавателей иностранных языков Барнаула, Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска, Томска на тему "Обучение иностранным языкам на основе деятельностной концепции управления усвоением".

Наш корреспондент беседует с организатором семинара, доцентом кафедры иностранных языков ИФЛ Валентиной ТРУС. Валентина Петровна руководит проектом "Форум", поддержанным институтом "Открытое Общество" (ИОО), в рамках которого проводился семинар.

-- Валентина Петровна, вы известны в Академгородке и Новосибирске, как одна из их сильных переводчиц и преподавательниц французского языка, создатель и режиссер французского самодеятельного театра "Академфранс". Что подвигнуло вас на организацию этого семинара, в котором главная роль принадлежала не вам, а москвичке Ольге Яковлевне Кабановой, да еще, вдобавок, не "француженке", а "немке"?

-- Дело в том, что подход Кабановой универсален и применим к любому языку, хотя и разработан, действительно, применительно к немецкому. А о встрече с О.Я. я мечтала с середины 70-х, когда прочитала написанную ею с П.Я.Гальпериным, автором теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУД), статью о формировании иноязычного сознания. И вот теперь при поддержке ИОО мне посчастливилось эту мечту осуществить. И я рада, что благодаря этому семинару с концепцией деятельностного управления усвоением ознакомились еще сто с лишним человек.

-- Кто такая Ольга Яковлевна Кабанова, и в чем сущность ее концепции?

-- Кабанова -- кандидат педагогических наук, сотрудник руководимого академиком Н.Талызиной Учебного центра по переподготовке работников системы образования в области психолого-педагогических основ учебного процесса при психологическом факультете МГУ им.Ломоносова. Ее концепция представляет собой синтез одного из высших достижений психологии обучения -- ТПФУД -- и столь же значительного достижения языкознания -- теории лингвистических инвариантов. Последняя как нельзя лучше отвечает фундаментальному требованию ТПФУД: предмет обучения -- в данном случае иностранный язык -- должен быть представлен как целостный объект со всеми его существенными структурами и отношениями. Язык здесь выступает как система особых лингвистических структур -- инвариантов различной глубины.

-- И как с позиций этого подхода выглядит обучение иностранному языку?

-- "Выучить" какой-либо язык с этой точки зрения -- значит освоить особое умственное действие -- построение нужного высказывания как одного из допустимых вариантов того или иного подмножества адекватных лингвистических инвариантов. Освоение такого умственного действия для родного языка происходит в младенчестве, для иностранного языка -- путем более или менее сознательного формирования этого действия. Способы такого формирования -- методики обучения могут быть разными, но их продуктивное содержание всегда состоит в интериоризации преобразования глубинных лингвистических инвариантов в нужное высказывание.

-- Что это такое -- "интериоризация"?

-- Этим термином психологи обозначают свертывание и автоматизацию первоначально внешнего предметного действия и превращение его в умственное действие. В данном случае речь идет о действии преобразования глубинных лингвистических инвариантов в нужное высказывание. Ученик сначала выполняет это действие внешним образом, опираясь на его схему, а затем шаг за шагом под руководством учителя интериоризирует его.

-- Вы сказали, что содержание любой методики обучения состоит в руководстве этой самой интериоризацией; от чего же зависит разное качество получающегося результата?

-- Как всегда, качество полученного результата -- степень и уровень владения изучаемым языком -- зависит от уровня добротности способа формирования этих действий т.е., от их изначальной ориентации на существенные стороны предмета и должной -- поэтапной -- их отработки. В данном случае требуемая добротность обеспечивается выделением в изучаемом языке его инвариантных структур и последующими этапами их отработки -- речевое действие выполняется в материализованной форме, затем в форме громкой речи с опорой на схему его ориентировочной основы, затем без такой опоры, затем в форме шепотной речи, в речи про себя и, наконец, без всякого проговаривания. На каждом этапе выполнение действия предельно обобщается, что соответствует требованиям ТПФУД.

-- В чем, собственно, состоит преимущество методики Кабановой? Что привлекло вас к ней?

-- К достоинствам этой методики следует отнести, прежде всего, управляемость учебного процесса: преподаватель в состоянии в любой его момент четко установить фактический объем и уровень знаний учащегося и "прицельно" помочь ему в преодолении его действительных проблем. Не менее важно то, что весь процесс обучения проходит непосредственно в учебной аудитории, без домашней зубрежки. Наконец, самым важным и удивительным является то, что итоговый уровень знаний и умений всех учащихся -- без разделения на "одаренных" и "неспособных" -- при использовании этой методики оказывается не просто высоким, а качественно несопоставимым с результатами обучения по другим методикам: учащиеся осваивают не только лексику и грамматику изучаемого языка, но и само языковое сознание его носителей -- результат, считавшийся прежде принципиально недостижимым. Причем все это не требует ни дополнительного времени, ни какого-то диковинного оборудования -- только мотивации учащихся и только знания и умения преподавателя. Причем мощнейшим средством мотивации учащихся оказывается сама эта методика, точнее их успехи в учении, на которые они едва ли не обречены.

-- Как восприняли методику преподаватели -- участники семинара?

-- С огромным интересом. Было много вопросов. Ольга Яковлевна привезла с собой 100 экземпляров своего учебника, которые участниками были сразу же разобраны. "Англичане" и "французы" стали тут же "примерять" его к своим курсам. По их мнению, методику можно легко адаптировать к любым языкам. Многие отмечали, что ознакомление с нею буквально переворачивает сознание: даже привычные приемы работы приобретают другой смысл, но главное -- видишь всю их ограниченность и в то же время -- способ преодоления этой ограниченности. Можно сказать, что "процесс пошел": идеи Гальперина--Кабановой начали завоевывать Сибирь.

-- Насколько я знаю, у нас в Академгородке и раньше проходили семинары, посвященные дидактическим приложениям гальперинской теории.

-- Действительно, проходили. Один из них был, по существу, мастер-классом В.Милашевича -- автора основанной на ТПФУД экспресс-методики обучения беспереводному чтению иноязычных (в данном случае -- английских) научно-технических текстов; тогда полтора десятка преподавателей приняли -- на "ура" -- эту методику "из рук в руки". Среди них была и ваша покорная слуга, которая затем адаптировала ее к французскому языку и уже на своих мастер-классах передала нескольким десяткам вузовских преподавателей -- от Ленинграда, Воронежа, Набережных Челнов до Хабаровска. Но такое представительное собрание -- одних заведующих кафедр было больше двадцати человек! -- происходило впервые. Как сказала Н.Гришина, зав. кафедрой Академии госслужбы: "Пришло время Гальперина".

-- Сдвинется ли дело с мертвой точки сейчас?

-- На круглом столе, завершавшем семинар, прозвучало предложение о создании научно-методического центра при Президиуме СО РАН, ориентированного как на дальнейшее развитие теории поэтапного формирования умственных действий и понятий так и на продвижение ее в практику вузовского и школьного преподавания.

-- Что дала бы реализация этого предложения?

-- Такой центр стал бы ключевым звеном соединения науки и обучения. Ведь в том и секрет эффективности названной теории, что она выводит ученика из позиции объекта обучения, высшим достижением которого может быть лишь более или менее адекватное репродуцирование знания, сообщенного ему учителем, в позицию субъекта познавательной деятельности, в ходе которой он самостоятельно, хотя и совместно с учителем, открывает для себя существенные свойства и отношения изучаемого предмета, т.е. действует как исследователь.

Напомню также, что покойный В.Милашевич, блестящий пропагандист гальперинского учения, считал, что оно не только обеспечивает переход от репродуктивного обучения к продуктивному, но и радикально меняет характер процесса обучения, экологизирует его.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий -- гордость отечественной науки, основанные на ней методики обучения -- эстафета, которую двадцатый век передает двадцать первому. Хотелось бы, чтобы эту передачу осуществило именно Сибирское отделение Российской академии наук.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+145+1