В оглавление

ОТ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ К РОССИЙСКОМУ КОНГРЕССУ

Владимир Диев, д.филос.н., профессор,
декан философского факультета НГУ,
вице-президент Российского философского общества

Иллюстрация

Совсем недавно вся страна отметила 250-летие Московского университета, решающую роль в создании которого сыграл М. В. Ломоносов, чье имя сейчас и носит МГУ. Обсуждая проект организации университета, Михаил Васильевич писал, что «в Университете неотменно должно быть трем факультетам, юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых производились магистры, лиценциаты и докторы» [Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950 с.653]. Университет, как и предлагал Ломоносов, был создан в составе этих трех факультетов. В соответствии с Уставом, все студенты, поступая в университет, обязаны были пройти трехгодичный общеобразовательный курс на философском факультете, и только после его окончания, могли либо остаться на нем, либо перейти на юридический или медицинский. Философия в то время рассматривалась как фундамент, необходимый для университетского образования.

Можно сказать, что российская высшая школа начиналась с философии, которая пользовалась уважением и авторитетом не только в академической среде. Но так продолжалось, увы, не долго…

Шло время, философия развивалась, формируя систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, позволяя человеку, независимо от религии, вырабатывать свое отношение к природе, обществу и духовной жизни. Власть же на это всегда имела свой взгляд. Попытки ликвидировать преподавание философии в российских университетах предпринимались постоянно на протяжении всей первой половины ХIХ века, а в 1849 году Николай I обязал министра просвещения Ширинского-Шихматова «представить свои соображения о том, полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными и не следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительного мудрствования новейших философских систем». Я привожу полностью эту формулировку, как в силу ее анекдотичности, так и в силу ее живучести. В своей докладной записке царю министр пишет, что «теория познания, метафизика, история философии, нравоучительная философия должны быть изъяты из преподавания в высших учебных заведениях, ибо дисциплины эти по разным причинам способны породить сомнения в истинности Божественного откровения и посеять смуту в головах юношества, а потому не соответствуют видам правительства и не обещают благоприятных последствий» [Емельянов Б. В. Запрещение преподавания философии в российских университетах // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 1. Девятнадцатый век. М., 1989, с.5-22.]. Преподавание философии в России было запрещено, и возобновилось только спустя 10 лет, но первоначальное отношение к философии так и не было восстановлено. К сожалению, это же можно сказать и про день сегодняшний.

Для отечественной философии наиболее острой проблемой является ее ближайшее будущее. Профессор  В. Порус остроумно перефразировав булгаковского Воланда, сформулировал ее так: философия в нашей стране не только смертна, но, что хуже всего, внезапно смертна, ее бытие слишком зависимо от вывертов чиновничьего ума. В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации, что в ближайшие годы повлечет за собой ряд серьезных последствий. Дело в том, что принятие основных положений этой декларации приводит к разрушению основных принципов, на которых строится российское высшее образование — фундаментальность, интеграция науки и образования, опора на научные школы. В связи с присоединением к Болонскому процессу, в настоящее время готовятся новые государственные образовательные стандарты — ГОСы. Сейчас в действующих ГОСах в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделены как обязательные 4 дисциплины — иностранный язык, физическая культура, философия и история отечества. В новых стандартах предлагается оставить в качестве обязательных лишь первые две! В свое время обоснованием введения обязательного курса истории отечества являлась задача воспитания патриотизма. И это действительно составляет важную цель высшей школы. Теперь же, видимо, патриоты стране не нужны. Не означает ли исключение философии из числа обязательных дисциплин возврат к николаевским временам? Увидев проекты новых стандартов, один мой коллега — специалист по античной философии заметил: «Как в древнем Риме — раб должен быть здоров и понимать язык хозяина…».

В современном обществе высшее образование выполняет три задачи: подготовка специалистов, воспитание широко образованных граждан и расширенное воспроизводство культуры. Решение этих задач без философии невозможно. Философия в высшей школе, безусловно, должна быть сохранена. В XXI веке не может быть полноценного высшего образования без философии, поскольку именно она задает мировоззренческие ориентиры, формирует общий взгляд на окружающий мир. Я далек от мысли идеализировать современное состояние преподавания философии в отечественной высшей школе. Назову только несколько, наиболее острых, на мой взгляд, проблем. Стремительное старение преподавательского корпуса и отсутствие притока молодежи. Методические проблемы — в силу ограниченного объема часов реально читаются либо сжатые до минимума обзорные курсы по истории философии, либо история философских проблем. Несмотря на кажущееся изобилие философской литературы, отсутствуют достойные учебники. Введен новый кандидатский экзамен по истории и философии науки, а специалистов по этому предмету слишком мало, и, как правило, они сосредоточены в философских центрах, которые можно сосчитать на пальцах. Не побоюсь сделать прогноз, что профанация этих курсов в вузах, где нет соответствующих специалистов — неизбежна. А это может привести к дискредитации философии как учебной дисциплины в целом.

Сегодня преподавание философии зачастую ничем не отличается от любой другой, в том числе естественнонаучной, дисциплины. Те же лекции, те же практические занятия. Считаю, что преподавание философии нельзя ограничить рамками традиционных форм занятий: изучающий философию должен научиться публично представлять свои идеи, уметь отстаивать их в диалоге, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и т.п. Своеобразие философии требует в дополнение к существующим академическим формам использовать какие-то новые. В качестве примера могу привести философские школы Новосибирского госуниверситета, которые проводятся уже восемь лет. Философские школы — это особая форма научно-образовательного процесса, реализуемая совместно Философским факультетом и Институтом философии и права СО РАН, направленная на продолжение и развитие традиций философского мышления, открытого личного и профессионального общения, интеллектуальной честности и ответственности, совершенствование стандартов исследований и преподавания философии, учебных планов и программ, апробацию и освоение активных методов обучения. Основная цель, стоящая перед философскими школами — создание условий для плодотворного и глубокого обсуждения актуальных проблем в области философии, социальных и гуманитарных наук, для повышения исследовательского потенциала и профессионального уровня молодых ученых, прежде всего, молодых преподавателей из вузов Новосибирска и других городов Сибири. Спецификой школ является то, что они проводятся не по какой-то отдельной отрасли знания, либо отдельной проблеме, и носят исследовательский характер. В силу этого основная задача школ сводится к тому, чтобы представить слушателям — молодым и будущим преподавателям — современное состояние широкого спектра исследований «переднего края» в области философии науки, истории философии и социальной философии. В любой науке многие нюансы передаются исключительно на уровне межличностного общения, а в такой области, как философия, тем более нельзя ограничиться только рамками лекций. Нужен опыт свободной дискуссии, споров, широкого общения, и философская школа дает такую возможность, сочетая принципы научной конференции и режим Вольной академии, позволяющий в свободное время беседовать на любые волнующие темы. Такая форма образовательного процесса, как Школа, обеспечивает возможность свободных, неформальных дискуссий, не ограниченных жесткими тематическими и временными рамками. В отличие от обычных конференций, Философские школы, достигая одновременно учебных и научных целей, не просто предоставляют возможность исследователям обменяться результатами своей научной деятельности, они также позволяют научной молодежи через личное общение с ведущими представителями отечественной науки перенять традиции исследовательской работы.

Наши школы живут по своим законам, в основе которых лежит Конституция, принятая на учредительном собрании первой философской школы «Бурмистрово-97». Приведу несколько положений из этого документа, которые, несмотря на юмор, весьма важны для нормального функционирования любого научного сообщества.

«Каждый участник вправе относиться к другим как угодно, но внешне обязан проявлять к ним исключительное уважение, что не является лицемерием, а только правилом хорошего тона в жизни академического сообщества».

«Общий принцип дискуссий давно известен: критиковать идеи, а не нападать на личности».

«Лучшим способом выражения отрицательных эмоций докладчику, участникам обсуждений или председательствующему, которые в реальной жизни могут и не возникать, является ирония, высокие образцы которой заданы Сократом. Правило таково: чем острее хочется сделать выпад, тем более корректной и уважительной должна быть формулировка соответствующего иронического высказывания».

Высокий научный уровень школ обеспечивается, прежде всего, потенциалом слушателей и преподавателей. Так, среди слушателей высок процент молодых преподавателей — кандидатов наук, при том, что конкурс на участие в школе обычно составляет до трех человек на одно место. Реализация целей и задач школы была бы невозможна без привлечения к ее проведению активно работающих ученых. В работе школ регулярно принимают участие не только философы Новосибирска (профессора В. Целищев, Н. Розов, В. Горан, В. Карпович, А. Симанов), а также представители московского (профессора Б. Юдин, В. Розин, Ю. Резник, В. Бибихин, А. Огурцов), омского (проф. В. Разумов) и томского (проф. В. Суровцев) философских научных сообществ. На основании опыта прошедших восьми лет, можно уверенно утверждать, что Философская школа как самостоятельный проект, несомненно, состоялась. Позитивный опыт проведения школ продемонстрировал не только перспективность, но и необходимость продолжения этой традиции. Более того, могу ответственно заявить, что в настоящее время складывается сибирское региональное философское сообщество с центром в Новосибирске. Важнейшую роль в этом играют философские школы НГУ. Процесс затрагивает не только философов старшего поколения, которые сейчас активно восстанавливают научные связи, принимая совместное участие в конференциях, симпозиумах и так далее. Школы позволяют наладить контакты молодых философов, которые спустя какое-то время должны стать достойной сменой сегодняшним профессорам.

Надо сказать, что сообщество российских философов не хочет оставаться безропотным свидетелем разрушительных процессов, происходящих в высшей школе, последствия которых могут быть более серьезными, чем николаевские запреты или «философский пароход». Огромную роль в консолидации отечественного философского сообщества играет Российское философское общество (РФО), в рядах которого сегодня состоит около пяти тысяч человек, объединенных в 101 региональную организацию. Ежеквартально выходит журнал «Вестник РФО», в котором ведутся содержательные и конструктивные обсуждения, дискуссии, споры, полемики — все то, без чего не может существовать философия как фундаментальная ветвь человеческого знания. Начиная с 1997 года, каждые три-четыре года РФО организует и проводит Российские философские конгрессы, которые позволяют подвести общие итоги развития отечественной философии, соотнести имеющиеся результаты с лучшими образцами мировой философской мысли, наметить направления теоретических исследований на перспективу. При этом сам конгресс является своеобразным «механизмом», позволяющим осуществлять презентацию и обмен идеями.

24-28 мая 2005г. в Москве состоится IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации». Он будет посвящен 250-летию МГУ. Организаторами Конгресса выступают Российское философское общество, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт философии РАН, Министерство образования и науки РФ и ряд других организаций. В соответствии с традицией проведения Российских философских конгрессов во время IV Конгресса будет принято решение о времени и месте проведения V Конгресса.

Сибирское отделение РФО предлагает провести V Российский философский конгресс в г. Новосибирске в июне 2009г. и посвятить его 50-летию Сибирского отделения РАН и Новосибирского университета. Новосибирск является признанным философским центром нашей страны. Наряду с Институтом философии и права СО РАН и философским факультетом НГУ, в вузах города работает большой отряд преподавателей философии. В Сибирском отделении накоплен большой опыт взаимодействия философов с учеными естественниками, что, безусловно, должно найти свое отражение в программе будущего V Конгресса. Сибирское отделение РАН и Новосибирский государственный университет поддержали инициативу новосибирских философов о проведении V Российского философского конгресса в г.Новосибирске в июне 2009 года, и готовы выступить в качестве одних из его организаторов. Проведение Российского философского конгресса в Новосибирске придаст дополнительный импульс развитию философских исследований в Сибири, будет способствовать интеграции высшего образования и академических исследований, формированию прочных связей внутри профессионального философского сообщества страны.

стр. 15