НЕИЗВЕСТНАЯ...В коллекции картин Дома ученых новосибирского Академгородка хранится много интересных произведений. Одно из них "Портрет неизвестной" работы неизвестного же автора. Анонимность произведения не умаляет его художественной значимости.
Г.Лаевская,
Написанный на фанере маслом, вернее всего неоконченный, он, без преувеличения, является жемчужиной нашей коллекции. Мы не располагаем никакой информацией относительно этого портрета. Известно только, что в момент открытия Дома ученых (1965 г.) на призыв к музеям страны подарить какие-либо картины для его украшения, откликнулся только Русский музей. Из его фондов в адрес Дома ученых было отправлено несколько работ... Не хочется обвинять в небрежности музейных работников, мол, не разглядели шедевра... Можно только констатировать, что ошибка (если она имела место) позволила нам многие годы наслаждаться обществом этого портрета. Последние годы портрет был в экспозиции Новосибирской картинной галереи в разделе русского искусства начала XX века. Надежды, что в стенах музея будет сделана атрибуция портрета (установлены принадлежность к художественной школе, время создания, личность портретируемой, а может быть и автора) не оправдались, т.к. наступило время перемен, а вместе с ним закончились и командировки, т.е. общение с музейными запасниками. Недавно, готовясь к юбилею Дома ученых, мы вернули работу в коллекцию. "Портрет неизвестной" получил достойное оформление прекрасную раму, органично обрамляющую нашу незнакомку. Сегодня она висит в моем кабинете, ждет своего времени в юбилейной экспозиции. Я каждый день с ней "общаюсь". Чем больше вглядываюсь в лицо этой женщины тем, кажется, больше ее узнаю, а, значит, и что-то могу о ней рассказать. Конечно, она из русских аристократок это видно сразу по простой и в то же время величавой позе. Прямо устремленный на зрителя взгляд говорит о ее уме, образованности, непростом внутреннем мире. Красота ее, хоть и яркая, кажется больше изысканной, на взыскательный утонченный вкус. Черное платье с синим покрывалом выразительно оттеняет прекрасной формы шею и плечи. Тонкая рука покоится на коленях. Все внимание приковывается к лицу незнакомки так сдержанно-взволнованно оно написано художником. Кажется, что кистью водила рука влюбленного человека. А модель, возможно, отвечала ему взаимностью столько трепетного внимания в ее взгляде, готовности ответить... Безусловным мне кажется одно эта женщина являлась одной из лучших представительниц своего времени и сегодня представляет нам эталон неизменной классической женской привлекательности.
|