К НЕЙ ЛЮБЯТ ПРИХОДИТЬ ДЕТИ
Уже много лет Людмила Павловна Зверева отдает большую часть своего времени детям и подросткам. Самым разным знакомым и незнакомым. Они приходят к ней не по долгу или приглашению, а как к старшему другу и учителю. Приходят потому, что от друзей или близких слышали у Людмилы Павловны можно узнать много любопытного и научиться чему-нибудь интересному. Ольга Ушакова, "НВС". ... Свой пенсионный рубеж Людмила Павловна перешагнула больше 25 лет назад, но глядя на нее, этого ни за что не подумаешь легкая, стройная, подвижная, она не ходит, а словно "летает". На лице улыбка, а в глазах внимание и исследовательское любопытство, сохранившееся со времен работы в Институте цитологии и генетики. А работала она в лаборатории академика Д.Беляева.
Стены ее комнаты в квартире на первом этаже сплошь заставлены стеллажами с книгами. Но не только... Из книжных рядов она вытаскивает одну за другой плоские коробки и вот уже перед нами самая настоящая выставка художественных работ, выполненных в очень оригинальной технике. С листов черной "бархатной" бумаги на нас смотрят собаки, кошки, жираф, лошадь, сова... Сверкают глазки, блестят носики, переливается шкурка. Это надо же так живо все нарисовать! Только вот кисть здесь ни при чем. "Рисует" Людмила Павловна не красками, и не кистью, а пинцетом. Сначала через кальку переносит с фотографии очертания выбранного животного, а потом, захватывая пинцетом тонкие волокна хлопка, ваты или тополиного пуха, укладывает их на шершавости черного "бархата", слегка прижимает, расправляет, и пожалуйста перед вами портрет какого-нибудь Барсика или Мурзика.
Каким-то непостижимым образом вата и черная бумага, пройдя через ее руки, высвечивают характеры животных. Вот полная достоинства морда дикой собаки динго, вот самочка сеттера просто настоящая аристократка, а вот котеночек с глазами полными слез обидели... Однажды в Институте цитологии и генетики была выставка этих работ Людмилы Павловны. После выставки остался альбом с отзывами, где один наш известный биолог написал: "Ваши работы заставляют задуматься о нашем совершенно неоправданном человеческом снобизме. Спасибо за урок истинного человеколюбия".
Эта техника очень нравится детям. И они приходят посмотреть и поучиться. Да что там малыши, к Людмиле Павловне постоянно приходят и девушки-студентки с той же просьбой научите! И вот тут-то выясняется, что Людмила Павловна и красками в технике "отмывки" и монотипии создает великолепные миниатюры горные пейзажи, океанские просторы, зеленые берега, леса и луга. Можно попробовать гуашью, а можно маслом. А еще прямо с книжных полок на ее рабочий стол свешиваются ажурные металлические вещицы тоже предмет художественного интереса. Помните, в свое время в "барахольных" рядах продавались закрученные из металлических полосок крошечные столики и стульчики, разные игольницы и булавочницы? Такие штучки умеет делать и Людмила Павловна. Только как-то уже поинтереснее а ее ученицы "выкручивают" из кофейных и селедочных банок конфетницы и сухарницы прямо-таки музейного вида. Полоски нарезаются такие тонюсенькие, рисунки выдумываются настолько фантазийные, что все это начинает походить на известную технику скани из проволоки.
Пробовала Людмила Павловна и бересту, и выжигание по дереву, и роспись деревянных яиц... А на прощанье показала нам еще одно, можно сказать, диво веселое двух кукол-страусят в половину человеческого роста вместе с шеей и ногами. Но не простых, а из тех, что в кукольных театрах "выступают". Вверху крестовина и темные нитки, а внизу сами птички, по мановению руки кукловода переступающие лапками и кланяющиеся. Этих кукол Людмила Павловна делала для своих внуков, но и сейчас иногда показывает приходящим ребятишкам. Ведь делала-то она их сама. Наверно, все, что возьмет в руки Людмила Павловна, способно превратиться в нечто творческое и неожиданное. Просто душа у нее такая "художника и натуралиста", как написал в том самом альбоме академик Д.Беляев.
|