ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕПервая выставка молодой художницы Оксаны Понкратьевой "Фиолетовая шляпа" прошла в Доме культуры "Академия". В экспозиции как ее графика, так и живопись. Здесь же были представлены лучшие рисунки ее учеников из студии "Классика" при школе № 162.
Кирилл Данилейко
Это моя первая персональная выставка за пределами родной школы, говорит Оксана.
За этим негромким (из скромности, конечно) утверждением
несколько лет плодотворной работы в периодической печати. В
Новосибирске наберется, наверное, добрый десяток газет и
журналов, чьи страницы украшают иллюстрации Оксаны Понкратьевой.
Один из наиболее любимых ее жанров лирическая миниатюра.
Изящная женская фигурка или "известные двое". Плавные изгибы рук,
задумчивые лица. Мелкие детали будто ветерок или стая
мотыльков. Все это создает впечатление чего-то хрупкого, зыбкого,
но вместе с тем легкого и светлого.
Мне кажется, что такой рисунок подойдет к любому стихотворению.
Иллюстрирует она и прозаические произведения. Очень жаль, что
пока не увидела свет книга "Рыцарские сказки" академгородковских
авторов Любови Труневой и Андрея и Ларисы Подистовых.
Первые публикации Оксаны появились, когда она была студенткой
художественно-графического факультета НГПУ.
В педуниверситете я пыталась писать две дипломных работы сразу. Одну по книжной графике, другую по истории искусства. Сказали: не положено, выбирайте одну. Выбрала историю искусства. Защитилась по творчеству Роберта Фалька. Материала было очень мало, большую часть пришлось самой переводить с немецкого. Это отразилось на вашем творчестве? Да, конечно. Мне очень нравятся пейзажи Фалька, их фактурность, способность передавать настроение. Нравится его работа с оттенками серого. Другие пристрастия? Врубель, импрессионисты. В графике Бердслей. Большое влияние оказал австрийский живописец Густав Климт с его тягой к декоративности. Хотя у самой стопроцентно декоративные вещи пока не получаются.
В искусстве Оксану больше всего привлекает психологическая
сторона. Одна из ведущих тем ее работ тема лица и маски. Что
главное в человеке, а что лишь загораживает суть? Попытка
ответить на этот вопрос в картине маслом "Фиолетовая шляпа",
давшей название всей выставке. Здесь лицо женщины (то есть
непосредственно портрет) как раз-таки лишь маска. Истинным же
лицом становится... шляпа, причудливым образом сложенная из
ручья, деревьев, эоловой арфы, цирковых наездниц и множества
других, порой едва различимых, деталей. В чем-то схожими поисками
отмечена графическая серия "Букеты", где обычная кухонная утварь
сопоставляется с душевными состояниями человека.
Жизнь художницы насыщена; она успевает преподавать в школе (за
что ей особо благодарны родители учащихся), ездить на этюды в
различные уголки Сибири, оформлять "от корки до корки" школьную
многотиражку. А еще воспитывать четырехлетнего сына.
Мечтаю написать для него ангела-хранителя. Чтобы по-настоящему охранял.
Иллюстрации О.Понкратьевой |