В оглавление

"СЧИТАЮ, ЧТО МНЕ ПОВЕЗЛО"

В начале октября заместителю директора по научной работе ИУУ СО РАН, заведующему лабораторией геоинформационных технологий, доктору технических наук Вадиму Петровичу Потапову исполняется 50 лет. Коллектив "НВС" присоединяется к многочисленным поздравлениям коллег-ученых и предлагает интервью с юбиляром.

-- Вадим Петрович, расскажите, как начался ваш путь в науку?

-- Наукой я заинтересовался еще в школе. Благодаря своей матери учительнице получил доступ к школьному телескопу и увлекся астрономией, даже хотел заняться ею надолго. Большое спасибо моим покойным родителям, которые представили мне достаточно хорошие возможности для развития моих интересов. После окончания Мариинской средней школы с серебряной медалью я поступил в Томский политехнический институт имени С.М. Кирова на закрытую тогда специальность: "Физика горения и взрыва". Диплом я выполнил уже в Ленинградском физтехе им. А.Ф. Иоффе. Во время подготовки дипломной работы удалось пообщаться с такими великими учеными как: Поль Дирак, П.Капица, М.Келдыш. Это определенным образом оказало влияние на формирование меня как ученого.

-- Как сложилась ваша судьба после дипломирования?

-- Получив диплом с отличием, я распределился в г.Дзержинск, на почтовый ящик. Занимался оборонной тематикой, имею пять изобретений, которые до сих пор используются нашими вооруженными силами даже в локальных конфликтах.

-- Как же вы оказались в Кемерове?

-- В 1979 году по приглашению профессора В.Вылегжанина я приехал в Кемерово и в качестве младшего научного сотрудника приступил к работе в Кузбасском комплексном отделе Института горного дела СО РАН. Пришлось резко менять тематику -- в Кемерове мы стали заниматься машинной графикой. Это было новое слово в горном деле, аналогичными проблемами в СССР тогда никто не занимался, начали, как говорится, с нуля. Близость Сибирского отделения РАН позволила сделать значительный шаг в разработке этого научного направления, во многом благодаря поддержке таких ученых как (ныне покойный) к.ф-м.н. С.Упольников, к.ф-м.н., доцент В.Дебелов, д.ф-м.н., профессор В.Василенко, заведующий отделом машинной графики, д.ф-м.н., профессор А.Мацокин. С их помощью удалось разработать уникальную систему машинной графики для решения широкого круга задач горного дела. Большую помощь в овладении этой новой научной областью оказал ныне, к сожалению, уже покойный Э.Витковский. Именно под его руководством нами (В.Вылежанин, Э.Витковский и я) была разработана уникальная по тем временам автоматизированная система "Банк данных Шахтное поле", которая намного опередила свое время. Ее элементы развиваются у нас в Институте и сегодня. Кроме того, в 1986 году по настоянию нашего директора -- чл.-корр. РАН Г.Грицко под моим руководством была создана лаборатория интерактивной машинной графики, которая просуществовала до 1992 года. В 1992 году наши контакты с рядом институтов СО РАН (ВЦ СО РАН, Институт математики СО РАН) привели нас к необходимости заняться исследованиями в области телекоммуникаций и уже в 1992 году нами в Кемерово был создан первый узел сети, Relcom, который работает у нас в Кемеровском научном центре СО РАН по сегодняшний день.

-- Удалось ли использовать в промышленности результаты ваших исследований?

-- Да. Это направление было поддержано специалистами угольной промышленности в лице директора ГУРШ Минтопэнергр РФ, профессора В.Зайденварга. В результате была создана первая в стране система передачи данных для угольной промышленности России. Эти исследования мы продолжаем и сегодня.

-- А как обстояли дела с формальным признанием со стороны коллег: защитой кандидатской, докторской диссертаций?

-- 1996 год был в этом отношении очень памятным для меня: Угольный комитет России направил меня на учебу в Америку по тематике "Автоматизация планирования и управления горными работами". Проучился я полтора месяца и получил Международный сертификат. В том же году жизнь заставила защитить кандидатскую, один из вариантов которой был готов еще в 1986 году. Мои оппоненты достойно оценили работу, в результате -- через 2,5 года я защитил докторскую. За эти 2,5 года удалось создать новое научное направление, связанное с интеллектуальной обработкой пространственных горно-геологических и горно-технических данных. В совокупности с геоинформационными системами оно получило огромное развитие во всем мире и на ближайшие десять лет работа нам обеспечена.

-- Вадим Петрович, не могли бы вы назвать имена людей, которых вы считаете своими учителями?

-- Самый главный учитель, который сумел "выжать" из меня все мои достижения это чл.-корр. РАН, директор Института угля и углехимии СО РАН Геннадий Игнатьевич Грицко. Он научил меня не только применению каких-то наработок на практике, но методичной работе в большой науке. Второй учитель, которого я считаю своим личным другом это профессор В.Вылежанин, с которым к моему большому сожалению научные пути разошлись.

-- Ваша жизнь -- это интеллектуальная борьба за место под научным солнцем или в ней находится место семье, друзьям?

-- Без друзей в науке сложно, один человек ничего не добьется. И я всегда с большой благодарностью воспринимаю советы и помощь своих друзей: д.т.н., профессора А.Логова, д.т.н. профессора Б.Герике, д.т.н. В.Федорина, ученого секретаря Президиума КЕМ НЦ СО РАН к.т.н. Е.Счастливцева, с которым мы сегодня работаем над применением информационных технологий для решения широкого круга задач угольной промышленности и экологии Кузбасса. Эти работы уже признаны в Кузбассе и за его пределами. Мне повезло работать с такими Горняками с большой буквы как к.т.н. В.Станкус, Герой Социалистического труда, д.т.н. В.Ялевский, которые многому меня научили и учат по сегодняшний день. Что касается личного, у меня есть семья -- жена и сын, который пошел по моим стопам, чему я, конечно, рад. Сегодня он работает в Германии в американской компании "Global One".

-- У вас, конечно же, уже есть ученики?

-- Да, сегодня у меня шесть аспирантов и три соискателя, ребята работящие, думаю, что многие защитятся. Кроме того, как профессор КемГУ, преподаю "Новые информационные технологии" для студентов старших курсов математического факультета. Считаю, что такие вещи нужны только подготовленным студентам, именно они приходят ко мне потом в аспирантуру. Сегодня с моими учениками мы пытаемся создать новое научное направление, интегрирующее в себе широкий класс задач касающихся не только угольной промышленности России. Эти задачи связаны с Интернет-технологиями, хранилищами, базами данных и интеллектуальными методами их обработки.

-- Могут ли сегодня кузбасские ученые конкурировать со специалистами из Силиконовой долины?

-- Я считаю, то направление, которым мы занимаемся сегодня -- конкурентоспособно. Тот порыв, которого нам удалось добиться, лидерство в стране, признал, недавно побывавший у нас в Институте, академик Николай Николаевич Мельников.

-- И последний вопрос: повезло ли вам в жизни?

-- Да, я считаю, что повезло потому, что в стенах нашего института я нашел интересных людей, многие из которых стали моими друзьями, с которыми всегда обсуждаю постановки новых задач и проблем -- это профессора А.Логов, Б.Герике и многие другие, которых просто трудно перечислить. Конечные результаты мы всегда обсуждаем с член-корр. РАН Г.Грицко. Нахожу поддержку и в Сибирском отделении со стороны академика РАН Ю.Шокина, чл.-корр. РАН С.Васькова, моих уважаемых оппонентов -- профессора В.Киричука и профессора А.Федотова. Работать я готов еще долго и надеюсь, что время у меня на это есть.

В заключение, хотел бы извиниться за то, что не упомянул всех тех, кто помогал и помогает мне в моей работе в СО РАН.

Беседовал Д.Корнилов.