БИЗНЕС НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
НЕМЕЦКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В рамках германо-сибирской конференции по экономическому и
технологическому сотрудничеству, прошедшей в новосибирском
Академгородке, группа немецких предпринимателей и государственных
чиновников-управленцев, представляющих сектор бизнеса,
ориентированнный на производство программного обеспечения,
встретилась с новосибирскими учеными и представителями
новосибирских фирм-разработчиков ПО, где гостей ознакомили с
положением дел в данном секторе рынка и провели для них
презентацию недавно созданного Сибирского центра информационных
технологий.
* * *
О визите немецкой делегации и о новом научно-технологическом
центре в Новосибирске рассказывает член Совета директоров
Сибирского центра информационных технологий, директор
Новосибирского филиала Компании "Novosoft, Inc" Сергей Ковалев.
-- Как я понял, немецким гостям, что нас посетили, была
поставлена задача -- изучить на месте состояние дел с
информационными технологиями и оценить возможности сотрудничества
с новосибирцами. Такой интерес немецкой делегации вполне
оправдан. Насколько известно, в настоящее время у них
значительный дефицит специалистов в области информационных
технологий. К нам же члены делегации приезжали для того, чтобы
оценить возможность реализации идеи привлечения новосибирских
специалистов в области разработки программного обеспечения к
работе по заказам немецких фирм.
Можно реализовать такой вариант, когда задействуются мощности
новосибирских фирм-разработчиков ПО, имеющих свою локальную
инфраструктуру. Немецкие заказчики ставят задачи, через Интернет
устанавливается постоянный контакт -- фактически управление
производственным процессом, которое они могут осуществлять от
себя, и далее потреблять готовый продукт, распространяя его от
собственного имени. А производство, конкретные исполнители,
конкретное управление осуществляется здесь, в Академгородке.
В городке сейчас существует несколько крупных
компаний-разработчиков ПО, и мы приняли совместное решение
создавать общую бизнес-площадку, которая включает нас
(поставщиков сервиса по разработке программного обеспечения, в
частности, Алекта, Новософт, СофтЛаб, Региональный ГИС-центр,
Центр Финансовых Технологий), Сибирское отделение РАН (обладателя
и провайдера локальных ресурсов -- помещений и всего остального),
Университет (основной поставщик кадров -- центр подготовки
специалистов), а также финансовые структуры (СибЭкоБанк). Мы все
вместе и образуем ассоциацию, в рамках которой будем решать общие
вопросы по развитию инфраструктуры этого бизнеса.
Собственно, содержательная часть -- заказ, разработка -- остаются
у каждого участника в отдельности, мы не будем терять
самостоятельности, своего бизнеспрофиля, но при этом мы
оговариваем правила, цель которых заключается в
благоприятствовании всеобщему росту и развитию и запрещении
действий, приводящих к возникновению сложностей во
взаимоотношениях. Например, кадровые вопросы: нельзя допускать ни
нехватки кадров, ни их перепроизводства. Мы вместе с НГУ должны
согласовывать свои планы по подготовке кадров.
Заранее предполагается открытость этой бизнес-площадки, поэтому
могут появиться и другие провайдеры инфраструктурных услуг,
включая образовательные и другие услуги, возможно привлечение
провайдеров телекоммуникационных услуг, интересной представляется
возможность привлечения провайдеров финансовых услуг...
Сегодня часть компаний-разработчиков ПО занимает выжидательную
позицию, им не все ясно, поскольку у них еще нет достаточного
опыта... Поэтому понятно их намерение подождать, а уж потом
принимать решение о присоединении. Мы нормально к этому относимся
и декларируем свою открытость для приема новых участников.
Представляя из себя с маркетинговой точки зрения крупнокалиберную
силу, мы, получив крупные инвестиции, должны грамотно их освоить
-- не просто проесть, а сделать так, чтобы они принесли
впоследствии второй, третий и четвертый уровень доходов.
Получается сложная схема оборачиваемости средств, для чего
требуются профессионалы в области финансового рынка. Поэтому
привлечение крупных банков тоже актуально.
В Центр входит также технопарк "Новосибирск". Технопарк интересен
тем, что фактически он решал подобные организационные задачи в
качестве бизнесплощадки (сам он бизнесом не занимался, но решал
задачу обеспечения необходимых условий для участников,
занимающихся своим бизнесом) -- поэтому опыт технопарка нам
представляется интересным.
Принципиальное решение о создании Сибирского центра
информационных тенологий принято. И Новософт, как один из
активных участников этой структуры, готов представлять
консолидированную силу серьезной бизнес-группы, готов привлекать
серьезных заказчиков. Немцы приходили знакомиться с нашим
бизнесом, и мы продемонстрировали им, что по любому параметру
размещение заказов в новосибирском Академгородке значительно
выгоднее, нежели организация нового производства где-то в другом
месте (в том числе непосредственно в Германии)...
Типичный пример кажущейся проблемы, которая на поверку
оказывается благоприятным фактором -- разница во времени.
Например, с североамериканскими заказчиками она составляет 11
часов. Традиционные способы организации производства
предполагают, что руководители всех уровней для организации
управления и контроля над подчиненными должны быть на рабочих
местах одновременно с исполнительным персоналом, так что либо
нам, либо им надо выходить на работу в ночную смену...
Фактически же у нас получается так, что заказчик генерирует идеи,
организует маркетинг -- находит клиентов следующего уровня,
вырабатывает предложения по дальнейшему развитию и так далее.
Наша часть -- собственно производство программного продукта.
Теперь представим следующее -- в течение своего рабочего дня
заокеанский заказчик формулирует нам некую задачу. А мы в наше
рабочее (дневное) время (в их ночное время -- не забывайте
11-часовую поясную разницу!) выполняем поставленные заказчиком
задачи (вернее, порцию заданий), и к утру их следующего дня
предлагаем свои технологические решения. Этого не получилось бы в
условиях нахождения производства и маркетинговой части в одном
месте: один день ушел бы на постановку задачи, следующий день
решало бы производство... И только на третий день удалось бы
получить какой-то готовый результат... А благодаря разнице во
времени по часовым поясам имеем непрерывно работающую
маркетинговую часть, не зависающую на производстве;
производственная же часть тоже работает непрерывно. Так
достигается эффективная параллельность в работе и практически
двукратное увеличение производительности труда в реализации
проекта.
Итак, при любом раскладе, развивать уже имеющееся производство
здесь, у исполнителя -- значительно выгоднее, чем у заказчика
создавать новое производство.
* * *
В рамках этой же концепции общей бизнес-площадки был продолжен
разговор участников конференции на следующий день в Университете.
Презентацию НГУ провел ректор Н.Диканский. В центре внимания были
те же информационные технологии, поскольку немецкую сторону
представляли компании, работающие в этой сфере. Рассказали о
планах НГУ по подготовке специалистов в области информатики на
ближайшие годы. Наряду с подготовкой исполнительного персонала --
разработчиков, аналитиков, оценщиков, требуется также
акцентировать внимание на подготовке менеджеров -- важного звена
для организации такого производства.
...И здесь у Новософта есть своя изюминка. У нас работают не
только хорошие специалисты, получившие классное университетское
образование по весьма эффективным методикам, доставшимся от
советских времен... Для превращения этих кадров в реальных
успешных коммерческих специалистов нужно дать им соответствующий
уровень знаний по организации производства, фирме следует иметь
штат управленцев среднего звена, адаптированный к работе и всем
ее технологическим нюансам и подходам, штат, обеспечивающий
расписание, планирование и все то, что требует производство. А
это -- менеджеры. Здесь мы выступаем как организующая и
направляющая дальнейшее обучение сторона. Планируем в НГУ
подготовку курсов по менеджменту. С нашей стороны --
предоставляется база, в форме производственной практики, со
стороны НГУ -- фирменная марка вуза высшего качества.
Мы всегда считали для себя одной из основных задач -- вложить
наши знания и опыт в своем секторе бизнеса в образовательный
процесс. Отсюда -- наше активное участие в чтении учебных курсов
в качестве совместителей. Для факультета информационных
технологий мы провели значительную работу по подготовке учебного
плана, приняли участие в формировании учебных программ... Учебный
процесс -- ресурсоемкая работа, и мы готовы содействовать
предоставлению этих ресурсов. Мы стремимся охватить своим
внимание и доуниверситетский сектор, в частности, планируем
проведение в октябре-ноябре открытой олимпиады в партнерстве с
университетом.
* * *
Немецкая сторона пока не оговаривала организационные формы
сотрудничества, но отмечала, что им нужны российские партнеры...
Звучали предложения, суть которых сводилась к тому, чтобы иметь в
Академгородке российского партнера на постоянной основе. И мы
можем на основе нашей высокой международной репутации дать некие
бизнес-гарантии своих возможностей по выполнению немецких
заказов. Для немцев имеются некоторые интересные сектора бизнеса,
которые можно развивать совместно, они готовы участвовать в этом.
Насколько мне известно, на 9 ноября в Мюнхене немецкой стороной
запланировано совещание, следующая итерация по организации нашего
сотрудничества, куда приглашают и наших представителей. Работа по
сотрудничеству в сфере информационных технологий активно
продолжается.
* * *
Ваш корреспондент благодарит Сергея Ковалева за мини-презентацию
Сибирского центра информационных технологий и желает новой
структуре реальных успехов на рынке информационных услуг.
Подготовил Г.Малышев, "НВС".
|