В оглавление

БОЛЬШОЙ, КРАСИВЫЙ, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Памяти А.Ю.Керкиса

23 июня исполняется 40 дней со дня кончины нашего друга Алексея Юльевича Керкиса. Его жизнь буквально с младенчества определялась жизнью науки. Москвич по рождению, он провел детство и молодые годы в Таджикистане, где после разгона ученых-генетиков работал директором овцеводческого совхоза "Гиссар" его отец, видный советский биолог Ю.Я.Керкис. При создании в Сибирском отделении Института цитологии и генетики одним из первых туда был приглашен Ю.Я.Керкис, и с 1957 года их семья обосновалась в Новосибирске. Здесь Алексей Керкис окончил школу и в 18 лет поступил на работу в Институт теоретической и прикладной механики.

В НГУ он учился на вечернем отделении без отрыва от производства. В ИТПМ занимался экспериментальными исследованиями взаимодействия плазмы с магнитным полем применительно к созданию эффективных МГД -- преобразователей тепловой энергии в электрическую.

Через несколько лет после защиты кандидатской диссертации жизнь его круто изменилась -- в 1979 году его уговорили перейти на работу в аппарат Президиума СО АН. Скоро всем стало ясно, что это был исключительно верный выбор, так как в Алексее Юльевиче соединились многие ценнейшие качества -- широкий научный кругозор, исключительная ответственность и добросовестность, врожденная интеллигентность, умение взаимодействовать со множеством людей и организаций -- как внутри, так и вне Сибирского отделения.

После пяти лет работы в должности заместителя начальника Производственно-технического отдела Алексей Юльевич еще шестнадцать лет (с 1984 года) стоял во главе Отдела прикладных исследований, последние годы был заместителем начальника Управления организации научных исследований, руководителем регионального представительства Российского фонда технологического развития.

Слова "чиновник", "аппаратчик" в общественном мнении нередко связаны с образом недобросовестного, а подчас и корыстного представителя этой профессии. Алексей Юльевич являл собой другой образец, может быть, даже идеального аппаратного работника, вся деятельность которого была направлена на помощь научным сотрудникам, на развитие сибирской науки и для блага Отечества. Его отличали высокая компетентность и профессионализм, корректность и доброжелательность в общении, порядочность и скромность.

Провожать Алексея Юльевича у здания Президиума СО РАН собрались сотни людей. Слезы не могли сдержать даже многие мужчины, в том числе высокие начальники.

Его непосредственным сотрудникам работать с ним было и легко, и трудно. Легко -- потому что решение важных и принципиальных вопросов он всегда брал на себя. Трудно -- потому что рядом с ним, с его тонким аналитическим умом, постоянно приходилось думать о соответствии. Ни одно дело или поручение он не выполнял "спустя рукава". И руководство СО РАН в лице, к сожалению, ушедших академика В.Коптюга и члена-корреспондента РАН К.Свиташева и ныне действующих академика Н.Добрецова и члена-корреспондента РАН Г.Кулипанова многое ему доверяло, зная, что все намеченное будет сделано продуманно и качественно.

Алексей Юльевич был очень отзывчивым человеком, к нему обращались с просьбами многие, и всем он помогал: кому дельным советом, кому личным участием, кому деньгами. И никогда ничего не просил для себя.

Он очень любил природу и отпуска предпочитал проводить в геологических экспедициях (как бесплатный помощник), последние годы -- в походах. Был заботливым мужем, отцом и дедом, а после кончины отца, Ю.Я.Керкиса, стал опорой для всех своих родных. В коллективе он при случае радовал нас своими затеями, шутками и даже непревзойденным тортом-безе собственного приготовления.

Это был большой, красивый, добрый человек. Нам будет очень его не хватать, как всегда не хватало нашему Отечеству бескорыстных и честных людей, пекущихся об общем благе.

Товарищи по работе.