СКАЗКА, КОТОРОЙ ЖИВЕТ РЕАЛЬНОСТЬ
Красноярской летней школе -- 25 лет
В каждом из нас живут воспоминания, может быть - мечты о прошедшем детстве, пахнущем ромашковым полем, темными соснами и беспокойной водной гладью. Звучат они давно забытыми (или, может быть, нет?) песнями под гитару, стуком дождя о шершавый асфальт, стрекотаньем веселых кузнечиков. И порой так не хочется возвращаться в мир реальный, наполненный бесконечными заботами о хлебе насущном, новостями, политикой, войнами и ценами. Что ж, давайте ненадолго забудем об окружающем и перенесемся на берега Енисея, где живет настоящая сказка. Послушаем ее и поговорим о ней. Зовут эту сказку -- Красноярская летняя школа (или КЛШ, КАЛОША, как ее ласково называют школьники), и живет она на берегах Енисея уже четверть века. Каждый год, в середине июля, съезжаются в Красноярский край школьники и лекторы, и в течение трех недель проходит Школа, во время которой ребята слушают лекционные и практические курсы, общаются с преподавателями ведущих вузов страны, и кроме того посещают факультативы и студии, участвуют в экспедициях, принимают участие во множестве концертов и в "профессиональных" праздниках. А их в Красноярской летней школе немало.
Департаменты -- физико-математический, химический, гуманитарный, биологический, информатики, экономики, юриспруденции -- гордятся своими традициями и (как же без них?) своими праздниками. ВМФ (вместилище математиков и физиков), БиоХим (торжественный день для биологов и химиков), ЭкоФилЮр (сборный праздник экологов, филологов и юристов), Медиана (середина сезона) запомнятся каждому не только из-за большого количества разного рода состязаний, но из-за особой атмосферы, которой пронизан каждый из этих дней. Из-за праздничной зарядки, абсолютно непохожей на предыдущие, из-за веселых поздравлений, из-за того, что у каждого праздника -- свое лицо. Состав КЛШ достаточно разнообразный. В этом маленьком государстве живут и Директор с дирекцией, и лекторы, и школьники, и веселые зондера -- так называют ребят, окончивших школу и поступивших в вузы. Лекторы ведут занятия, школьники им внимают, а зондера трудолюбиво чистят картошку, морковку и прочую еду, помогают вожатым с отрядами, а самые умные из них нередко ведут занятия. Отряды в Красноярской летней школе называются буквами греческого алфавита и составляют их ребята с разных департаментов. Так, в каждом отряде должны быть и филологи, и математики, и информатики, и биологи, и психологи, и экономисты, что позволяет расширить круг общения ребят и, одновременно, примерно уравновесить силы команд, которым предстоит немало испытаний. В этом составе отряды и доживают до последнего дня Школы, принимая участие в различных соревнованиях, викторинах и традиционных турнирах по физике и математике, которые, в конце концов, заканчиваются грандиозной физико-математической Свалкой. Кроме того, существует еще и гуманитарный турнир, появившийся совсем недавно. Но, судя по активности и заинтересованности участников, он грозится составить конкуренцию интеллектуальным битвам математиков и физиков.
Бездельничать в КЛШ очень трудно. И, главное, неинтересно. Утренний ранний подъем, зарядка, завтрак -- и "ленты" (то есть "пары") -- так в КЛШ называют занятия. На них каждый узнает много интересного. К примеру, на филологическом департаменте преподаются такие дисциплины, как фоносемантика, суггестивная лингвистика, сибирский фольклор. Для юных поэтов и писателей существует курс скрибтория (от латинского "scribere" -- писать), который учит начинающих творцов грамотно и точно выливать на бумагу посредством шариковой (гелевой, перьевой) ручки тот сонм образов и ассоциаций, что теснится у них в голове. После обеда обычно следует еще одна лента, на которой чаще всего проводят семинары. Но что делать, если ты -- математик, интересующийся философией, гуманитарий, желающий научиться программированию или химик, страстно жаждущий познать теорию графов? Что, если интересный для тебя предмет не входит в учебную программу департамента, на который ты поступил? Прежде всего, не стоит расстраиваться, так как огромное количество факультативов создано как раз для того, чтобы углубить или разнообразить знания школьников. Факультативы -- вещь серьезная и так же, как и ленты подлежат обязательному посещению. Опоздавший или прогулявший школьник подвергается наказанию -- наряду (от обычных -- подмести аллеи, почистить картошку, вымыть пол в корпусе, до необыкновенных -- порешать задачи или сосчитать количество слов в Коране). Особого внимания заслуживают научно-популярные лекции, которые читаются практически на всех департаментах и порой собирают ребят и преподавателей со всей Школы. Жаль только, что порой происходят они во время учебных "лент", и у многих школьников порой не бывает возможности их посещать. Но тут уж ничего не поделаешь -- вокруг так много интересного, что на все просто не хватает времени и начинаешь искренне сожалеть, что в сутках не 48, не 96 часов, а всего 24... Но это -- лирическое отступление. Вернемся к дневному распорядку Школьника. Точнее уже -- к вечернему... Вечером наступает время для отдыха - активного или спокойного -- это уж решать каждому за себя. Те, кто любит спорт, могут поиграть, например, в настольный теннис, волейбол, баскетбол. Начинают свою работу студии -- от плетения "фенечек" -- до бальных танцев, отряды вместе с вожатыми идут на берег Енисея жечь костры, петь песни. А если день праздничный, то всех ждет концерт и дискотека. Особая гордость Красноярской летней школы -- Вечерний клуб, в котором проводятся вечера классической музыки, показы слайдов. Все это в сочетании с полумраком и зажженными свечами так необыкновенно и потрясающе, что среди самых ярких впечатлений, где-то рядом с песнями у костра можно без труда найти и вечера, проведенные с восхитительными мелодиями и шедеврами живописи и архитектуры, с прекрасными стихами и с застывшим на ладони восковым ручейком. На уставший вечерний лагерь опускается ночь, и уставших школьников поджидает мягкий и пушистый сон. Вообще, для КЛШат существует много способов реализовать свои таланты, способности если не во время учебных лент, то на конкурсах, состязаниях, викторинах, турнирах. Если же тебе больше по душе походы и каша с тушенкой из походного котелка, если ты знаешь, как соорудить палатку или не знаешь, но очень хочешь научиться -- тогда для тебя экспедиции. Барабановская экспедиция практически каждое лето отправляется в село Барабаново, где ребята собирают фольклор и восстанавливают деревянную церковь XVII века. Местный поэт Михеич читает им свои опусы, варится на костре вкусная еда, а в деревянной церкви притягивают взгляд едва различимые полустертые росписи купола. Экспедиция на болота -- специально для биологов, которые возвращаются оттуда усталые, но счастливые -- с научными трофеями в виде бабочек, жуков, гусениц и прочей живности. Есть еще одна традиция в КЛШ -- в конце каждой Школы каждый ее участник получает диплом и "белого слона". Когда-то давным-давно один индийский царь, чтобы разорить своего соседа-противника, подарил ему белого слона. И жителям государства пришлось много и много работать, чтобы содержать в достойных условиях этот почетный, но чрезвычайно дорогой подарок. Так и школьникам, вместе с дипломами, которые говорят о достижениях, вручаются "белые слоны", над которыми придется немало потрудиться - книги по программированию, лингвистике, математике, химии, физике, экономике... "Работай над собой" -- один из девизов Школы, который призван выполняться также и за ее пределами. Во время Школы невозможно бездействовать -- она увлекает тебя сразу и полностью, заставляет почувствовать свой ритм привыкнуть к себе настолько, что, потом, вернувшись домой, поднимаешься к 9.30 на "ленту" и измеряешь обыденную жизнь "по-летнешкольному". B все это поразительное разнообразие традиций, департаментов и мероприятий, о котором не то, что рассказать -- упомянуть, ничего не забыв, непросто, началось в 1976 году всего с одного, физико-математического, который был организован обыкновенным студенческим отрядом Красноярского государственного университета. Назывался этот отряд "Интеграл", и создал он Школу в качестве альтернативы общественно-политической работе в колхозах и совхозах. Красноярский госуниверситет поддержал эту идею, и очень скоро гостями и лекторами Школы стали профессора с мировыми именами, количество департаментов постепенно увеличилось, и школьники из других городов и даже из-за границы приезжали учиться в Красноярскую летнюю школу. Зародилась Школа как физико-математическая, а потому направленность эта и, соответственно, департамент, являются сейчас самыми сильными. И опыта и традиций больше, и большее количество людей трудилось над развитием этого направления. То, чему учат на физматдепартаменте, трудно передать несколькими словами. Учат серьезно работать над своим образованием. Учат открывать в привычных понятиях и обычной жизни яркие и необыкновенные грани. Как увидеть громоздкие тригонометрические тождества в компактной и элегантной формуле Эйлера, как заполнить пространство ожерельями окружностей, как разрезать сферу на 4 части, из которых сложить две такие же сферы, рассказывали Лев Абрамович Айзенберг и Август Карлович Цих, основатели школы теории функций многих комплексных переменных в Красноярском государственном университете. Представителя той же школы Сергея Витальевича Знаменского больше помнят по его пособию о методах педагогической работы в КЛШ, которое до сих пор является необходимым образовательным минимумом для любого молодого сотрудника. Физматдепартамент всегда был местом зарождения идеологии и принципов существования КЛШ. Для того, чтобы понять всю важность физматдепартамента, достаточно вспомнить, что многие великие директора и организаторы КЛШ получили математическое образование. А те немногие исключения, что возглавляли КЛШ в ответственные и переломные моменты конечно же были физиками. Можно назвать много известных ученых, участвовавших в жизни КЛШ. Среди них Б.Шабат, Ю.Матиясевич, Ю.Ильяшенко, М.Шубин, О.Завьялов, И.Гительзон, Р.Хлебопрос и многие другие. Помимо своей увлеченности наукой, эти люди поражают своей удивительной энергией, реликтовой интеллигентностью, необычайной широтой взглядов и многогранностью таланта. Так, лектор биологического отделения Василий Вельков, сотрудник Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН, в свободное от своих лекций о механизмах генного переноса время любил обсудить с автором этих строк тонкости английской литературы на языке оригинала. А Андрей Гармаш, профессор химии МГУ, тихими сумеречными вечерами трогал сердца слушателей задушевными звуками флейты. Мне сложно передать словами тихую лиричность его исполнения. Можно долго, пространно и сбивчиво говорить о традициях, истории, составе и жизни Красноярской летней школы. Но для того, чтобы по-настоящему понять, что такое Школа, как много она может значить, надо просто в ней побывать. Погрузиться в нее, пожить несколько недель в ее необыкновенной атмосфере. Так пусть КЛШ проживет еще долго, во много раз больше, чем исполняется ей в этом году. А ведь уже четверть столетия, 25 лет эта Сказка создается разными людьми. Теми, кто не просто очень многое знает, не просто умеет учиться, познавать, и учить других, но и, наверное, "умеет летать", быть ребенком. Ведь именно дети лелеют радужные мечты, веря в их исполнения. Именно дети способны верить в чудеса и украшать этой верой наш обыденный, беспокойный, далекий от совершенства мир.
Евгения Жейц. |