В оглавление

ПРИКЛЮЧЕНИЯ УСКОРИТЕЛЯ

Недавно один из жителей Академгородка работал по контракту в Таиланде и получил приглашение осмотреть новый Центр радиационных технологий, построенный японцами в джунглях. И производственные корпуса, и жилой городок удивили гостя суперсовременным великолепием. Хозяева утверждали, что уже окупили свои затраты. Но главное потрясение ждало сибиряка, когда он попросил разрешение осмотреть сердце комплекса -- промышленный ускоритель. Как бывший ияфовец, он сразу узнал изделие, к которому и сам когда-то приложил руку. Так вдруг обидно стало, что здесь, в дебрях не самой высокоразвитой страны, сибирский ускоритель кует валюту для "азиатских драконов"...

А что у нас? В современной России передовые технологии, разработанные ИЯФом, не пользуются спросом. Исключение мог бы составить промышленный ускоритель, оказавшийся в частной собственности у группы искитимским инженеров. Эту фантасмагорическую историю рассказал мне руководитель предприятия "СИБИН" Анатолий Михайлович СИРИН:

"Я по образованию теплотехник, "специалист по зиме". Мирная вроде бы профессия, но всю жизнь судьба меня швыряла, и всегда приходилось начинать с нуля. 90-й год. Эйфория. Первые демократические выборы. "Кто, если не я?" Нас несколько итээров-оборонщиков с первого захода стали депутатами горсовета. И, естественно, довыступались -- вскоре оказались за воротами родного завода. Может, и поэтому от предприятия теперь остались одни стены, как после бомбардировки...

В 91-м году я сидел в валенках на ступенях Центрального универмага в Новосибирске и торговал самолично выловленной рыбой. Нормальное занятие для пожилого мужика с шестью процентами зрения, но душа не лежала. Нашел других экс-инженеров, стали вместе мозговать, чем заняться. Всегда мне обидно было, что рядом Академгородок, но и при старой, и при новой власти -- толку ноль. Разведка донесла, что на "Веге" простаивает без дела промышленный ускоритель производства Института ядерной физики, предназначенный для так называемой "толстопленочной технологии" производства микросхем -- вжигания электропроводного слоя в керамику. По качеству и производительности это технология следующего века. Ведем переговоры. Хозяева согласны отдать ускоритель за бесценок, но у нас-то "в кармане вошь на аркане". А как раз начали появляться страховые компании. Мы одной из них предложили свой бизнес-план, и вдруг они нам выдают страховой полис! Идем в банк и получаем кредит миллион с лишним -- приличные деньги до Гайдара. А где монтировать приобретение? Ищем. Нашли. Гормолзавод в Искитиме. Брошенное здание, бывший творожный цех с кочегаркой. Дали нам его в аренду на пять лет. Выгребли мусор, обновили энергетику, отопление, канализацию, усилили стены, отделали кафелем, как в аптеке -- все по стандартам микроэлектроники и радиационной защиты. Спецы из Академгородка сомневались, что мы, "полтора инвалида", сумеем демонтировать ускоритель и наладить его на новом месте. Сумели.

Пошла первая продукция -- газовые детекторы для космической промышленности. Но тут отпускают цены. Все стало колом, полная стагнация, ничего никому не нужно. Переключаемся на электротехнику, товары народного потребления. На сборке работают инвалиды, получившие хоть мизерный, но зато постоянный источник дохода. Расквитались с долгами. И тут новая напасть -- приватизация предприятий. Новому хозяину молзавода приспичило нас выгнать, несмотря на долгосрочную аренду. Какой там суд! Приходят три человека с автоматами, нас, инвалидов выводят из здания. Двери заваривают. Фирма арестована без суда и следствия.

Пишу в прокуратуру, в обладминистрацию, академик Коптюг пытается за нас заступиться -- все без толку. От одного областного чиновника слышу укоризненное: "Заводы стоят, а вы тут со своим ускорителем". То есть гори вообще все огнем! Был и еще один -- чей-то зам по курированию новых форм собственности. Белый как лунь. Читает мое прошение, где мелькают фразы: высокая технология... развитие... будущее России. И в ответ: "Вы уже на три четверти покойники". Мы-то и нынче живы, а вот где ты сейчас, белый лунь?

В итоге, несмотря на все наши усилия, пришлось выселяться из здания, опять демонтировать ускоритель. Говорят, два раза переехать, что один раз сгореть. Чудо техники теперь разобрано и закрыто на складе, но наделанных с его помощью микросхем хватит еще на десять лет работы. Сушилки для обуви выручают, есть и другие идеи по части бытовой техники, пользующейся хорошим спросом. Мы можем за год сделать прирост продукции в десятки раз. За чем дело стало? Необходимы кредиты. После известного августа на плаву остался один Сбербанк. Банк почти полностью государственный, но попробуй, возьми кредит на реальное производство. Срок всего на год. Просто обязывают граждан заниматься только торговлей. А тут я слышу по телевизору выступление председателя Сбербанка: "Мы дали кредит 300 миллионов долларов корпорации "Мост". Ведущий спрашивает, почему не отдают. Отвечает: "Так мы им дали долгосрочный кредит".

Я бы таких банкиров гнал за профнепригодность, а он красуется на всю страну! Так вот и бултыхаемся десятый год без отпуска, почти всю прибыль вкладывая в производство. Не знаю, хватит ли сил, чтобы снова смонтировать ускоритель, запустить его в работу. Но я чалдон, мои предки шли в Сибирь с Ермаком. Выдюжим. Жаль только, что этот интереснейший период России пришелся на мои уже немолодые годы..."

Ситуацию комментирует ведущий сотрудник ИЯФ Валентин Александрович ГОРБУНОВ:

"ИЯФ по традиции поддерживает предприятия, где внедряются наши технологии. Я давно знаю Сирина и, честно говоря, восхищаюсь его энергией и оптимизмом. При всех злоключениях он смог сохранить ядро предприятия. Сейчас это единственная группа, которая способна быстро восстановить технологию, до сих пор сохраняющую мировой уровень. Без нее не обойтись, если мы намерены развивать электронику.

В Академгородке вообще много замечательных разработок, беда которых в том, что они далеко обогнали свое время. Но теперь-то, когда производство начинает подниматься почти на пустом месте, имеет смысл стартовать с самого высокого уровня -- тогда есть шанс хоть в чем-то догнать передовые страны. И не грех поучиться у соседей. Я был недавно в Китае, где бурно развиваются радиационные технологии на базе ускорителей ИЯФ. Поразило то, что китайцы повыбрасывали всю сопутствующую автоматику и все, что только возможно, делают вручную. Получается надежнее и дешевле, да и люди делом заняты. А у нас ведь таких "китайцев" -- полные Бердск и Искитим..."

... Сушилки для обуви у Сирина получаются просто замечательные -- не перегреваются, не перегорают. Но неужто они так и останутся основной продукцией предприятия с гордым именем "СИБИН" -- "Сибирские инновации"?

Ирина САМАХОВА.