О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ДЕРЕВО...

"Естественнонаучные методы в археологии: дендрохронологический анализ дерева из памятников древних культур Южной Сибири и Центральной Азии" -- так называется научный проект группы молодых ученых из Института археологии в составе И.Слюсаренко, М.Мороз, Ю.Гаркуши. Игорь СЛЮСАРЕНКО и Юрий ГАРКУША рассказали нашему корреспонденту о своей работе.

-- Метод кольцевого анализа основывается на свойстве дерева прирастать ежегодно на одно годичное кольцо. По числу годичных колец обычно и определяют возраст дерева. Суть работы заключается в анализе образцов дерева из различных погребальных конструкций по годовым кольцам. На основании измерений годичных колец строятся кривые роста, которые в дальнейшем сопоставляются между собой и определяется их принадлежность к эпохе. Это называется "относительное датирование".

Дендрохронологический метод используется в археологии с 20-х годов и у нас в России, и в Европе, и в США. В нашей стране активный интерес к дендрохронологии возник в 50--60-е годы, благодаря уникальным раскопкам "царских" курганов Саяно-Алтая. В Сибири он применялся крайне ограниченно. В Красноярском институте леса, где лес изучают как природный объект, есть лаборатория дендрохронологии, но у них другая задача. Они изучают структуру годичных колец как показатель климатической изменчивости, берут образцы от растущих деревьев и идут вглубь, находя дерево в раскопках. Когда нужно установить возраст какой-нибудь церкви или старой постройки, они строят графики по имеющимся образцам и, сравнивая их со своей шкалой-эталоном, определяют время. Но у них не заложены параметры, связанные с деятельностью человека, чем занимается археология. Здесь мы можем дополнять друг друга.

В нашем институте дендрохронологический метод стал использоваться в связи с находками на Укоке, когда было обнаружено большое количество великолепно сохранившихся деревянных конструкций, где дерево выглядит будто только что срубленное.

Таким образом, к настоящему времени у нас имеется дерево из погребальных конструкций нескольких памятников -- с Горного Алтая, с территории Тувы, из Казахстана, Новосибирской области -- все это скифская эпоха, VII--II вв. до нашей эры, и хотя культуры немного разные, но уровень развития примерно одинаков. Захоронения относятся к одному хронологическому отрезку -- эпохе раннего железа.

Погребальные конструкции: срубы, колоды, погребальные ложа выполнены из прочной древесины лиственницы, в некоторых случаях из ели. В высокогорной местности, где проживали эти племена, леса из лиственницы достаточно распространены. В погребальных конструкциях встречаются и поломки, и замены менее качественным материалом. Возможно, эти бревна уже использовались в бытовых постройках.

Картина роста колец, выраженная графически или в числовых рядах, дает последовательность, которую можно выразить в виде кривой, где каждое значение ширины будет иметь какую-то точку. Ширина колец изменяется от широких к узким, от узких к широким, в зависимости от глобальных климатических и местных региональных условий. Если год был сухим -- кольца у дерева узкие, благоприятный климат дает широкий прирост. У молодого дерева прирост больше и кольца шире, старые деревья дают узкие кольца, график получается ломаный. Дендрохронология на том и основывается.

Если деревья росли одновременно в течение 30--100 лет в одном районе, у них будут похожи графики прироста колец. Кривая отражает то, как под влиянием одних и тех же факторов: ландшафта, высоты над уровнем моря, господствующих ветров, характера выпадения осадков росли эти деревья. Но поскольку условия произрастания все-таки отличались, у нас пока еще не было примеров, чтобы два бревна можно было сходу скоррелировать. Мы знаем, что эти деревья росли в одно время -- V век до нашей эры по разным показателям, что подтверждается самым точным радиоуглеродным методом.

Существуют определенные параметры, которые позволяют достаточно корректно подходить к сопоставлению колец из разных образцов. Желательно, чтобы было задействовано не менее 50 колец. Если участок перекрытия графиков двух образцов составляет 50 лет, то можно говорить о перекрестном датировании этих образцов, об их синхронности. В итоге из двух графиков получается один, более длинный. Вот так, анализируя образец за образцом, памятник за памятником, дендрохронологическую шкалу можно дотянуть до современности, и тогда абсолютное датирование археологических памятников, древность которых уходит во второе тысячелетие, становится реальным. Конечно, это в идеале. В реальности мы имеем дело с археологическим материалом разной степени сохранности, и кроме того, с разной долей участия дерева в погребальных обрядах. Поэтому при датировании археологических материалов возникают лакуны. Произвести полученную относительную археологическую шкалу в абсолютную можно с использованием, например, радиоуглеродного анализа. В итоге взаимодействие на стыке наук увеличивает точность датировки.

Конечно, дендрохронологический метод -- не универсальный, он имеет ограничения. Все зависит от масштабов. Если рассматривается целая эпоха, например, палеолит, который длится миллион лет, -- десятилетие не имеет значения. Когда изучается период, занимающий 300 лет, и его еще членят на этапы, периоды развития, то десятилетие воспринимается по-другому. И здесь наш метод является единственным, который может дать результат с точностью датирования до одного года, поскольку дерево -- это естественный календарь, фиксатор времени. Деревья ведут отсчет времени ежегодным приростом колец, являясь природными хронометристами.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы построить свою шкалу. Это позволит использовать ее как инструмент для того, чтобы датировать находки археологов. Для института дендрохронология -- совершенно новое направление, но мы считаем, что можно получать хорошие результаты. Эту работу мы начинали со швейцарскими коллегами по Пазырыкской культуре три года назад, и поскольку брали образцы из одного района, то получилась хорошая корреляция образцов. Была построена относительная шкала. У нее есть временное начало и конец, но она не связана никак с календарной шкалой. Сейчас мы как раз сдали серию образцов на радиоуглеродный анализ, с помощью которого надеемся привязать свою относительную шкалу к календарной, поскольку радиоуглерод дает нам абсолютный возраст -- сколько лет назад от нашего времени росло дерево. Если это так, то шкала будет датирована точно -- какая это часть V века до нашей эры.

На Укоке много захоронений, почему работали именно с этими курганами? Есть определенная программа раскопок. Наработанный археологический метод подтверждает, что эти могильники, курганные кладбища, насчитывающие определенное количество курганов, выстроенные в определенном порядке с ориентацией восток--запад являются родовым захоронением кочевых племен скифской эпохи.

Дендрохронология помогает устанавить последовательность курганов во времени. На плато Укок произведено семь раскопок курганов с мерзлотой. Погребения были произведены в течение 40 лет. Теперь будем устанавливать в каком этапе развития культуры находятся эти 40 лет.

Вообще-то пазырыкских курганов в Юго-Восточном Алтае раскопано несколько сотен, но обычно в них находили кости, керамику, бронзу, а органической оболочки не было, отсутствовала атрибутика сакрального характера, которая украшала колоду, коней, тела, все истлело, вместо дерева -- труха, от бревен был только след. Раскопки в мерзлотном поясе дали качественно новый материал, тогда и стало возможным применение нашего метода.

В практике археологической науки является законом, если в раскопках находят дерево, его сразу сдают дендрохронологам для анализа. У нас это еще не вошло в сознание, и отправляющимся в экспедицию, нужно специально говорить, чтобы они собирали дерево и приносили нам.

На территории Горного Алтая раскопки пока прекращены. В этом году археологи будут работать на Казахской территории рядом с Укоком, ниже на 1000 метров. Надеемся, что этот экспедиционный сезон принесет новые интересные находки.

Подготовила В.Садыкова.